Онлайн-интервью главы Росмолодежи, бывшего лидера «Наших» Василия Якеменко уже вызывает некий нездоровый ажиотаж. Счет вопросов пока идет на сотни, но особых сомнений, что даже после модерации счет пойдет на тысячи, нет. Большая часть их язвительные, издевательские, уничтожающе саркастические. Подумав, мы сформулировали свои вопросы Якеменко. А вышел универсальный опросник для чиновников и компаний с госучастием.
«А вам не стыдно?», «Есть ли у Вас совесть?», - далеко не самые издевательские вопросы, уже заданные читателями «Газеты.ру». Почти все язвительные читатели пытаются намекнуть на некий, как им кажется, порочащий Василия Якеменко факт. «Нравится ли вам плясать, нарядившись гигантским баклажаном? Если да, то танцы каких народностей вы предпочитаете? Если нет, то почему заставляете детишек это делать?», - иронизирует главный редактор пермской газеты «Соль» Иван Давыдов. Это о фото «людей-баклажанов» с последнего «Селигера». Обычно вопрошающим ответ ясен. На все вопросы он в мягкой формулировке звучит как «Якеменко — продажный лицемер, руководитель путинюгенда». Нехороший, одним словом, человек.
Интересно, кстати, почему такой «лицемер» именно сейчас, когда его обвиняют чуть ли не в заказе избиения журналиста Олега Кашина, согласился на столь рискованный эксперимент. Ясно же было, какие будут вопросы.
Есть еще вопросы про медиа-скандалы, там уже конкретнее — здесь у пользователей фигурируют слова вроде «бюджеты», «источники финансирования» и даже вроде «аффилированные компании».
Мне тоже сразу захотелось задать вопрос — цельный живой Якеменко, бросавший книги в пенопластовый унитаз, выстраивавший (да так и не выстроивший) новый комсомол. Что-нибудь про совесть. И про баклажаны. И про эстетику, и про интеллектуальные возможности отдельных младокомсомольцев. Переборов себя, я понял, что передо мной чиновник высокого уровня, а до этого – многолетний и — как кажется заказчикам — успешный политтехнолог. Стало быть и список вопросов нуждается в очищении от того, что легко отбивается любым чиновником, а уж с политтехнологическим прошлым — и подавно. «Есть ли у Вас совесть?» - «Есть», «Как Вы относитесь к сексу с несовершеннолетними?» «Вопрос этот уже прописан в законодательстве, наказание за педофилию ужесточено, по требованию Росмолодежи в том числе, а дурные слухи и домыслы комментировать не имею привычки» и так далее. Вопрошать следует о чиновном: о деньгах и аппарате. И о политтехнологиях. Вопросы были бы приблизительно такими.
«Бюджет ведомства на 2011 год и план на 2011-й-2013-й годы? На что постатейно уходят средства госбюджета? Хватит ли? Сколько просили?» Группа вопросов на знание собственных возможностей. А также на понимание места ведомства в госаппарате (маленький бюджет — малый аппаратный вес, малое политическое значение как проблематики, так и учреждения). Умение выбивать средства из Минфина говорит о политическом весе руководителя ведомства существенно больше, чем возможность встретиться с руководством страны на Селигере или под телекамеры в кабинете. Сокращение в кризис расходов, проходящих по ведомству на 15 процентов, например, это еще не провал. Увеличение на сумму более инфляции — успех. И так далее.
Какие классные чины имеют сотрудники ведомства? Ранг ведомства определяется и тем, как оцениваются его служащие, сколько у них профессионализма в работе на госслужбе. Везде, конечно, имеются недавние выходцы из бизнеса, но и от того, сколько там водится всяческих «действительных советников 1-го класса», зависит оценка действительной важности ведомства.
«Какова средняя зарплата по ведомству?» С точки зрения обывателя, большая зарплата чиновника, скорее, является злом. С точки зрения оценки эффективности руководителя — скорее добром. Это значит, что ведомство может выбить из госбюджета значительные деньги и потратить их на себя любимых, а не на реализацию сомнительных зачастую проектов. Чиновников тоже нужно любить, но не перегибая. Три-четыре года назад едва ли не самая высокая официальная зарплата на госслужбе была у работников Центризбиркома, например, что выглядело очень странно.
«Штатная численность центрального аппарата? Какова динамика численности персонала с момента образования госкомитета, а впоследствии агентства? Сколько процентов служащих сокращается в данный момент?» Поясним: согласно положению об агентстве по делам молодежи от 29 мая 2008 года (естественно, такие документы есть по каждому ведомству) предельная численность аппарата утверждалась в количестве «50 единиц» без учета охраны и уборщиц. Обычно ведомства стремятся превысить численность, вводя аутсорсинг, просто «забывая» о предельной численности, преодолевая запрет разнообразными дополнениями и поправками. Появляются всяческие советники на общественных началах и так далее. Просто по причине появления нового функционала, невозможности старых, но проверенных на лояльность кадров выполнять какую бы то ни было работы. Факт действительности в том, что если ведомство не расширяется (в каком-то виде) или не сокращается, значит оно ничем и не занимается.
«Имели ли место случаи коррупции в ведомстве?» Непризнание случаев коррупции есть обозначение не того, что в госучреждении работают поголовно чистые граждане, но лишь отсутствие внимания со стороны силовиков (это если ведомство гражданское). Плюс обозначение того, что реальные бюджеты через ведомство не проходят. Или же непризнание выходит совсем явным враньем.
Далее «исторический» блок вопросов. «Каким был годовой бюджет "Наших" на момент Вашего руководства ими? Откуда выделялись средства?» Это частный вопрос для Василия Якеменко. В общем виде — у любого чиновника - стоило бы выяснить предыдущее место службы и сравнить потоки распределявшиеся там и на нынешнем месте. А также попросить оценить степень прозрачности бизнеса, если речь шла о бизнесе (движение «Наши» может быть с определенной долей допуска отнесено к бизнесу из области политтехнологий).
То же по предыдущим проектам: «Каков был годовой бюджет "Идущих вместе" на момент Вашего руководства? Откуда выделялись средства?»
И по практической политтехнологии: «Какова cмета по акциям, например, "НАША победа" (15 мая 2005 года), "Возвращенный праздник" (декабрь 2006), "Связной президента" (март 2007), Селигер-2007? Источники финансирования? "Связной президента" - это не продакт-плейсмент?» Попросить оценить самые громкие проекты, пользующиеся неоднозначной славой в различных средах. Применительно к руководству «Транснефти» были бы вопросы про ВСТО и распилы на проекте. И по благотворительности. И так далее — по любому бизнесу с госучастием. Ответ «мы прибыльная компания и отчитываемся перед собственниками» означает буквально «подчиненные воруют и будут воровать, но начальство не против, жизнь такая». Применительно к политтехнологиям вроде младокомсомольцев тот же ответ выглядит как «это была общественная организация», «мы существовали на деньги спонсоров, которые просят не называть их» и «у нас были членские взносы».
Какие из государственных программ в деле призрения молодежи подведомственны Росмолодежи? Работает ли ведомство с социальными сиротами? Много еще конкретных вопросов можно задать чиновнику, бывшему политтехнологу. Да вообще любому чиновнику, госменеджеру, чиновному политтехнологу.
Последний вопрос, чисто гуманитарный, почти про совесть. «Какова должна быть цель молодого человека в России?» Перевод — «зачем Вы вообще работаете»? Любое ведомство разрабатывает сомнительную идеологию в своей области хозяйствования, Росмолодежь - не исключение. Правда, вот понять, в чем заключается эта миссия категорически невозможно. Она описана: «Агентство рассматривает молодежь как главный ресурс развития страны в XXI веке, и именно на этом убеждении строит свою работу. Росмолодежь - оператор этого важнейшего стратегического ресурса, наиболее ценной части человеческого капитала страны. Именно на улучшение его качественных и количественных характеристик направлена осуществляемая Агентством государственная молодежная политика. Росмолодежь призвана создавать возможности для молодого поколения и координировать усилия для создания условии его самореализации». И еще: «Федеральное агентство по делам молодежи - надежный государственный партнер для всех частных и общественных проектов, ориентированных на молодежь и ее интересы. Агентство строит работу на принципах сотрудничества и созидания». Там дальше еще нечто про «сервисную площадку» и «навигатора существующих возможностей в стране».
Это — списано с учебников по менеджменту из разделов типа «миссия компании». Молодежь рассматривается как ресурс, оператором которого является «компания». Целью является улучшение количественных и качественных показателей ресурса. Увеличение добычи и глубины переработки, прямо-таки. Вроде как для роста капитализации страны в целом. Содержится призыв к государственно-частному партнерству. Поменять на «газ», «нефть» или «лес» - смысл становится понятен. Правда, вице-премьер Сергей Иванов как-то уже заявлял, что люди — наша вторая нефть. А прочие наши лидеры любят сравнивать страну с корпорацией. При таком раскладе и выше процитированная миссия становится понятной.
Впрочем, про баклажаны вопрос задать -тоже недурственно. И про палатки. И почему в неофициальном гимне «Селигера», патриотично призывающем «Не виски, а водка, Не тоник, а пиво», пропагандируется пьянство. Про совесть, наконец, хочется задать вопрос. «Есть ли у Вас совесть, Василий» - «Есть». Вот и поговорили.