Госдума приняла проект заявления, в котором высказано намерение не направлять парламентскую делегациюРоссии на сессию Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в январе 2019 года и оставить в силе решение о заморозке выплаты взноса РФ в бюджет Совета Европы, сообщает ТАСС. Российская делегация была лишена права голоса в 2014 году. Россия не собирается возобновлять выплаты взносов до тех пор, пока не будет решен вопрос о поправках в устав Совета Европы, запрещающих лишать национальные делегации полномочий по политическим мотивам. Восстановления российской парламентской делегации в правах недостаточно, нужны гарантии, что повторение подобных инцидентов невозможно, передает РБК слова главы департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Андрея Келина.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский и руководитель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов предложили не только не направлять делегацию России на сессию ПАСЕ, но и поставить вопрос о выходе РФ из Совета Европы. «Возвращаться в ПАСЕ не надо. Надо в целом думать о том, чтобы выйти из этой организации. Нам надо отстаивать наши национальные интересы», передает ТАСС слова Сергея Миронова.
Своим мнением о предложениях Владимира Жириновского и Сергея Миронова с «Полит.ру» поделился кандидат филологических наук, политолог Кирилл Юрьевич Рогов.
То, что такое предложение было высказано, вовсе не означает, что оно будет принято. Это, скорее всего, некоторая такая «пугалка» и зондирование почвы. Я, честно говоря, затрудняюсь назвать причины появления такого заявления, но пока их, на мой взгляд, не стоит рассматривать как настоящую новость. Понятно, что выход из ПАСЕ очень плох, это ведет к серьезным правовым проблемам, но я думаю (и надеюсь), что по крайней мере сейчас это не произойдет. И не вижу особых оснований сейчас это обсуждать. А угрозы, что мы, если что, выйдем, случаются регулярно.
Своим мнением о предложениях Владимира Жириновского и Сергея Миронова с «Полит.ру» поделился ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Владимирович Макаркин.
Я бы не считал, что этот процесс уже вовсю идет, все-таки это заявление оппозиции, пускай и парламентской. Вероятность того, что Россия покинет ПАСЕ объективно увеличилась. В связи с тем, что Россия уже два года не платит взносы, что запускает процедуру исключения. Принять поправки, чтобы этой процедуры не было, не удалось, целый ряд стран выступает против исключения для России. Заметьте, не против исключения России, а против исключения для России, против того, чтобы идти навстречу России в этом вопросе.
Как мы видим, Россия не хочет платить, добиваясь восстановления своих прав в полном объеме. И со стороны парламентской оппозиции сделано такое заявление. Пока это не большинство, поэтому можно сказать, что это мнение только части парламентариев, причем не основной. Но если отношения будут ухудшаться, это может стать более серьезным.
К отмене моратория на смертную казнь выход из Совета Европы, думаю, не приведет. В таком случае этот вопрос будет решать Конституционный суд, а он у нас не очень склоняется к восстановлению смертной казни. Наши люди, надеюсь, все-таки читали «В круге первом» Солженицына и помнят обращенную к Сталину просьбу генерала Абакумова, что надо восстановить смертную казнь. И помнят, чем генерал Абакумов закончил, смертную казнь-то восстановили, но он наряду с другими попал под этот закон. Остановиться в этом вопросе очень трудно, сначала говорят, что только для каких-то особо опасных преступлений, а потом только успевай следить, какие статьи пролоббируют наши силовики.
Другая, более серьезная проблема, связанная с выходом из Совета Европы – это отношения с Европейским судом по правам человека. Если Россия выходит из Совета Европы, она выходит и из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека.