Российские власти заинтересовала проблема спама в мессенджерах. Компании могут законодательно обязать идентифицировать пользователей и обеспечивать блокировку аккаунтов спамеров. Кроме того, по некоторым данным, в РФ неудачно попытались смоделировать отключение от глобального интернета.
Как пишут СМИ, решение о разработке соответствующих законопроектов о мессенджерах было принято на заседании рабочей группы Совфеда по проблеме спама, в которую входят представители операторов связи, Минэкономразвития, Роскомнадзора и других профильных ведомств. Сенатор Людмила Бокова, под руководством которой проходило заседание, пояснила, что мессенджеры активно развиваются, а поэтому возникает потребность в их регулировании. По ее словам, этот канал связи не должен нарушать неприкосновенность частной жизни пользователей.
На заседании обсуждались поправки в закон «О связи», которые вступили в силу прошлой осенью. Их целью была борьба со спамом. Согласно поправкам, смс с рекламой можно рассылать только с разрешения абонента. Исключения составляют сообщения, которые отправляются в соответствии с законодательством — к примеру, от органов власти. Кроме того, поправки облегчили отказ от рассылок.
Внесенные в закон изменения были направлены на защиту абонентов «подвижной радиотелефонной связи от рассылки на их пользовательское оборудование по сетям подвижной радиотелефонной связи коротких текстовых сообщений». По мнению некоторых юристов, сообщения в мессенджерах фактически не попадают под это определение — они рассылаются через интернет и часто содержат картинку.
«Мы полагаем, что здесь та же история, что и с обычными СМСками и с электронной почтой — то есть, часть 1 статьи 18 Закона "О рекламе" запрещает рекламу по любым сетям электросвязи без согласия абонента на получение. Таким образом, реклама через мессенджеры тоже подпадает под действие данной нормы ФЗ "О рекламе". Рекламораспространитель должен доказать, что у него есть согласие абонента», — отмечали в ФАС. Однако, с точки зрения юристов, закон «О рекламе» менее эффективен по применению, чем измененный закон «О связи». Если пользователь мессенджера попытается наказать спамеров, то ему, по первому закону, нужно подать заявление в ФАС, указывая рекламодателя.
Изменение законодательства привело к тому, что спамеры переключились на мессенджеры. «С изменением экономической ситуации и законодательства мы отмечаем увеличение количества спама. Если раньше это были сотни блокировок, то сейчас количество заблокированных номеров приближается к 1500», — сообщал в начале этого года сооснователь и технический директор Viber Игорь Магазиник.
На заседании рабочей группы по проблеме спама сообщалось, что в корпоративном сегменте мессенджеры стали использовать более чем в два раза чаще, а российская аудитория нескольких популярных программ в сумме составляет свыше 20 млн человек. Для регулирования подобного типа коммуникаций было предложено обязать владельцев мессенджеров идентифицировать пользователей и создавать бесплатный сервис для отписки от нежелательных сообщений. В ФАС считают, что эта мера поможет решить проблему идентификации распространителей рекламы. Однако у проблемы есть и политическая подоплека — в Роскомнадзоре считают, что мессенджеры могут использовать для агитации в «дни тишины» перед выборами.
Часть компаний уже используют идентификацию по номеру телефона. В комиссии по развитию информационного общества Совфеда не исключают, что подобные механизмы будут еще долго обсуждаться с мессенджерами.
В Минкомсвязи считают, что над введением идентификации мессенджеров стоит подумать. «Пользователи мессенджеров, согласно нашим наблюдениям, редко направляют жалобы на спам. Вместо этого они используют функционал блокировки нежелательных отправителей, который есть в каждом таком приложении. Мы не видим необходимости менять существующую нормативно-правовую базу в части регулирования спама в мессенджерах», — пояснили в ведомстве.
В компании 4Talk отмечают, что сейчас пользователи идентифицируются по номеру телефона или электронной почте. В Viber уже ввели систему борьбы со спамом — сообщение от пользователя, которого нет в контактах, не будет отображаться, однако при желании его можно прочитать.
Российские власти, как оказалось, интересует не только спам в мессенджерах, но и контроль над зарубежным интернет-трафиком. Так, в провайдере «Эр-Телеком» сообщили о неудачном весеннем эксперименте Минкомсвязи и Роскомнадзора по изоляции России от глобального интернета. По данным провайдера, для того, чтобы отрезать РФ от сети, виртуально отключили магистральные каналы, однако трафик все равно продолжал уходить за рубеж. При этом его конкретные маршруты выявить не удалось.
В компании посчитали, что виновниками неудачи стали почти неконтролируемые государством небольшие интернет-провайдеры — у них нет систем DPI (технология накопления статданных, проверки и фильтрации сетевых пакетов по содержимому), а из-за использования спутниковых каналов создаются «стыки» между российским и зарубежным интернетом. В «Эр-Телеком» считают, что подобная ситуация приводит к тому, что подобные провайдеры не блокируют сайты из черного списка Роскомнадзора, способствуют пиратству и DDos-атакам.
«По поводу так называемого "эксперимента Роскомнадзора и Минкомсвязи по моделированию отключения России от зарубежного интернета". Я не хочу опровергать чужой бред. Я не знаю, кто кого переврал», — прокомментировал заявление провайдера пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
В прошлом году сообщалось о проведении «учений по защите российского сегмента интернета» по поручению президента РФ Владимира Путина. Власти пытались проверить, можно ли отключить Рунет извне, к примеру, в рамках санкций. Результаты учений были представлены главе государства на заседании Совбеза по обеспечению безопасности информресурсов госорганов и исключению возможности ограничения для россиян доступа к сети. По итогам заседания в Минкомсвязи сообщили о планах по созданию дублирующих элементов инфраструктуры. Позже в ведомстве заявляли о регулярном проведении подобных учений совместно с ФСБ.