будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Минцифры Роскомнадзор законотворчество интернет
Июнь 21, 2025
Страна

Совфед добрался до WhatsApp'а

Совфед добрался до WhatsApp'а
kotova
Сенатор Людмила Бокова. Источник: Фото: council.gov.ru

Российские власти заинтересовала проблема спама в мессенджерах. Компании могут законодательно обязать идентифицировать пользователей и обеспечивать блокировку аккаунтов спамеров. Кроме того, по некоторым данным, в РФ неудачно попытались смоделировать отключение от глобального интернета.

Как пишут СМИ, решение о разработке соответствующих законопроектов о мессенджерах было принято на заседании рабочей группы Совфеда по проблеме спама, в которую входят представители операторов связи, Минэкономразвития, Роскомнадзора и других профильных ведомств. Сенатор Людмила Бокова, под руководством которой проходило заседание, пояснила, что мессенджеры активно развиваются, а поэтому возникает потребность в их регулировании. По ее словам, этот канал связи не должен нарушать неприкосновенность частной жизни пользователей.

 
WhatsApp мессенджер. Фото: the4cast.com

На заседании обсуждались поправки в закон «О связи», которые вступили в силу прошлой осенью. Их целью была борьба со спамом. Согласно поправкам, смс с рекламой можно рассылать только с разрешения абонента. Исключения составляют сообщения, которые отправляются в соответствии с законодательством — к примеру, от органов власти. Кроме того, поправки облегчили отказ от рассылок.

Внесенные в закон изменения были направлены на защиту абонентов «подвижной радиотелефонной связи от рассылки на их пользовательское оборудование по сетям подвижной радиотелефонной связи коротких текстовых сообщений». По мнению некоторых юристов, сообщения в мессенджерах фактически не попадают под это определение — они рассылаются через интернет и часто содержат картинку.

«Мы полагаем, что здесь та же история, что и с обычными СМСками и с электронной почтой — то есть, часть 1 статьи 18 Закона "О рекламе" запрещает рекламу по любым сетям электросвязи без согласия абонента на получение. Таким образом, реклама через мессенджеры тоже подпадает под действие данной нормы ФЗ "О рекламе". Рекламораспространитель должен доказать, что у него есть согласие абонента», — отмечали в ФАС. Однако, с точки зрения юристов, закон «О рекламе» менее эффективен по применению, чем измененный закон «О связи». Если пользователь мессенджера попытается наказать спамеров, то ему, по первому закону, нужно подать заявление в ФАС, указывая рекламодателя.

 
Игорь Магазиник

Изменение законодательства привело к тому, что спамеры переключились на мессенджеры. «С изменением экономической ситуации и законодательства мы отмечаем увеличение количества спама. Если раньше это были сотни блокировок, то сейчас количество заблокированных номеров приближается к 1500», — сообщал в начале этого года сооснователь и технический директор Viber Игорь Магазиник.

На заседании рабочей группы по проблеме спама сообщалось, что в корпоративном сегменте мессенджеры стали использовать более чем в два раза чаще, а российская аудитория нескольких популярных программ в сумме составляет свыше 20 млн человек. Для регулирования подобного типа коммуникаций было предложено обязать владельцев мессенджеров идентифицировать пользователей и создавать бесплатный сервис для отписки от нежелательных сообщений. В ФАС считают, что эта мера поможет решить проблему идентификации распространителей рекламы. Однако у проблемы есть и политическая подоплека — в Роскомнадзоре считают, что мессенджеры могут использовать для агитации в «дни тишины» перед выборами.

Часть компаний уже используют идентификацию по номеру телефона. В комиссии по развитию информационного общества Совфеда не исключают, что подобные механизмы будут еще долго обсуждаться с мессенджерами.

В Минкомсвязи считают, что над введением идентификации мессенджеров стоит подумать. «Пользователи мессенджеров, согласно нашим наблюдениям, редко направляют жалобы на спам. Вместо этого они используют функционал блокировки нежелательных отправителей, который есть в каждом таком приложении. Мы не видим необходимости менять существующую нормативно-правовую базу в части регулирования спама в мессенджерах», — пояснили в ведомстве.

В компании 4Talk отмечают, что сейчас пользователи идентифицируются по номеру телефона или электронной почте. В Viber уже ввели систему борьбы со спамом — сообщение от пользователя, которого нет в контактах, не будет отображаться, однако при желании его можно прочитать.

Российские власти, как оказалось, интересует не только спам в мессенджерах, но и контроль над зарубежным интернет-трафиком. Так, в провайдере «Эр-Телеком» сообщили о неудачном весеннем эксперименте Минкомсвязи и Роскомнадзора по изоляции России от глобального интернета. По данным провайдера, для того, чтобы отрезать РФ от сети, виртуально отключили магистральные каналы, однако трафик все равно продолжал уходить за рубеж. При этом его конкретные маршруты выявить не удалось.

В компании посчитали, что виновниками неудачи стали почти неконтролируемые государством небольшие интернет-провайдеры — у них нет систем DPI (технология накопления статданных, проверки и фильтрации сетевых пакетов по содержимому), а из-за использования спутниковых каналов создаются «стыки» между российским и зарубежным интернетом. В «Эр-Телеком» считают, что подобная ситуация приводит к тому, что подобные провайдеры не блокируют сайты из черного списка Роскомнадзора, способствуют пиратству и DDos-атакам.

 
Вадим Ампелонский

«По поводу так называемого "эксперимента Роскомнадзора и Минкомсвязи по моделированию отключения России от зарубежного интернета". Я не хочу опровергать чужой бред. Я не знаю, кто кого переврал», — прокомментировал заявление провайдера пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.

В прошлом году сообщалось о проведении «учений по защите российского сегмента интернета» по поручению президента РФ Владимира Путина. Власти пытались проверить, можно ли отключить Рунет извне, к примеру, в рамках санкций. Результаты учений были представлены главе государства на заседании Совбеза по обеспечению безопасности информресурсов госорганов и исключению возможности ограничения для россиян доступа к сети. По итогам заседания в Минкомсвязи сообщили о планах по созданию дублирующих элементов инфраструктуры. Позже в ведомстве заявляли о регулярном проведении подобных учений совместно с ФСБ.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).