Чтобы нормализовать ситуацию с призывом и допризывной подготовкой, необходимо усилить военно-патриотическое воспитание молодежи, убеждены участники межведомственного совещания Генпрокуратуры, Минобороны, Минспорта и Минобразования. Проблем обозначено было много — плохая работа военкоматов, слабость структур занимающихся патриотическим воспитанием, наркомания и даже «экстремизм». Рецептов тоже масса — от полноценного возрождения ДОСААФ до разработки патриотичных игрушек — обычных и компьютерных. Только участники совещания так и не задались вопросом: почему граждане не хотят в армии служить. Хотя ответ был озвучен в самом начале заседания.
Проблема призыва обсуждается в последнее время много (об обсуждении проблем армии и призыва смотри: Военно-полевая бухгалтерия). На совместном заседании коллегий Генпрокуратуры, Минобороны, Минобразования и Минмолодежи чиновники высокого ранга тоже говорили о том, что делать с допризывной подготовкой и проблемами призыва. Основной рецепт видится государственным мужам в патриотическом воспитании. В которое государство возвращается. «В большинстве субъектов Российской Федерации созданы и работают региональные межведомственные координационные советы и центры патриотического воспитания», - заявил генпрокурор Юрий Чайка. Непонятно, чему радовался генпрокурор, ведь следом он заявил, что «система военно-патриотического воспитания удалена от задач и функций государственных органов» и «они крайне слабо влияют на формирование у молодежи духовных ценностей, патриотических настроений». То есть — система допризывной подготовки вроде бы существует, но не работает.
Допризывную подготовку необходимо возложить на организации, занимающиеся военно-патриотическим воспитанием, прежде всего — на ДОСААФ. По словам генпрокурора Юрия Чайки, необходимо создание «федеральной системы подготовки граждан к военной службе». «Главным звеном в ней должны стать региональные учебные центры на базе учреждений ДОСААФ и сборных пунктов, воинских частей и соединений Минобороны России», - считает Чайка. Сегодня в этой сфере имеются серьезные (по мнению заседавших) нарушения. Так, «в школы ДОСААФ направляются лица, имеющие право на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу» (военный прокурор Фридинский).
«Продолжают иметь место и многочисленные факты призыва на военную службу лиц, не годных к ней по состоянию здоровья», - заявил Фридинский и это, по его мысли, способствует падению престижа «ратного труда». Множество призывников увольняется из армии в первые полгода по состоянию здоровью — тоже по причине слабой работы медицинских комиссий в военкоматах. В целом, по словам Фридинского, в каждом третьем военкомате военные прокуроры выявили нарушения при призыве.
Однако прокурорских мер недостаточно: в школе не учат призывников основам военной службы, полагает Фридинский. «До настоящего времени учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», в котором нашла частичное отражение подготовка к военной службе, на ступени среднего (полного) общего образования относится к предметам, определяемым по выбору», - негодует он.
В Минобороны свой взгляд на проблему патриотического воспитания молодежи. Как заявил статс-секретарь, заместитель министра обороны России генерал армии Николай Панков, в России насчитывается порядка 150 молодежных группировок экстремистского характера, которые, в основном, расположены в крупных городах. По его мнению, именно участие в таких радикальных группировках негативно сказывается на призывниках, которые и привносят эти "навыки общения" в воинские коллективы, вызывая тем самым неуставные взаимоотношения в рядах военнослужащими. Похоже, что косвенно замминистра признал, что сама армия в лице комсостава ни следить за порядком в частях, ни тем более воспитывать призванных юношей неспособна (по нашему представлению, способна - но весьма экзотическим способом и экстремисты здесь определенно ни при чем - см. опять-таки Военно-полевая бухгалтерия).
По его данным, 64% учащихся общеобразовательных школ не занимается регулярно спортом, около 7% не посещают уроки физкультуры, менее 3% учащихся 42 регионов имеют спортивные разряды. «При этом нормативы физподготовки выпускников школ значительно ниже, чем это требуется для Вооруженных сил», - заявил Панков. То есть — виновато министерство образования, плохо готовящее и мотивирующее школьников служить и быть здоровыми.
Побороть все это, по мысли Панкова, поможет допризывная пропаганда. "В целях улучшения военно-патриотического воспитания допризывной молодежи считаю необходимым создание действенной системы информационного обеспечения. Эта система должна включать издание и распространение военно-патриотической литературы для всех категорий допризывной молодежи", - полагает Панков.
По его словам, "также необходимо создание и тиражирование художественных и учебных фильмов, компьютерных игр патриотической направленности, создание соответствующих компьютерных сайтов, а также производство детских игрушек, копирующих отечественную технику и вооружение". Цитируем это сообщение по сайтам ифнормационных агентств, потому что выступление Панкова на сайте Минобороны никаким образом отражено не было (на сайте Генпрокуратуры были вывешены полные тексты выступлений представителей ведомоства). Как при такой работе с информацией в своем ведомстве Панков собирается что-то продвигать вовне — загадка. Есть ощущение, что заказ на военно-патриотические «шутеры», если он будет размещен государством в лице Минобороны приведет к созданию высоко-патриотичного тетриса за деньги сравнимые со строительством «Газпром-сити». Но это, разумеется, только так кажется. Каким образом эффект от компьютерных игр сможет отвадить граждан допризывного возраста от употребления наркотиков или участия в экстремистских группировках — тоже не вполне понятно. Что за группировки описывал замминистра обороны — тоже неясно. То ли неонацисты, то ли ваххабиты, а может даже готы — и все, конечно же, сильно влияют на ситуацию в армии.
Если коротко суммировать высказанные в ходе заседания мнения, выйдет следующее. Основная проблема на сегодня: убедить граждан допризывного возраста сохранить здоровье до армии и воспитать в гражданах достаточно патриотизма, чтобы они особо не пытались от армии откосить. С этим тезисом серьезно контрастировало предложение министра образования Фурсенко повысить призывной возраст — тогда больше граждан успеет испортить себе здоровью и наиграться непатриотичные игрушечные «Абрамсы» и 3D-шутер Ghost Recon (справка по Википедии: «Сюжет игры основан на противостоянии запада (в первую очередь, естественно, в лице США…) с «имперским амбициям» России, где к власти пришли ультра-националисты, поддерживающие сепаратистов и повстанцев на постсоветском пространстве.Игра начинается с интро-ролика, в котором сообщается, что в 2008 г. в России власть захватили радикальные ультранационалисты и их цель — «восстановить старую Советскую Империю». «Украина, Беларусь, Казахстан — одно за другим бывшие независимые государства сползают обратно на орбиту Русских. Русские танки стоят в кавказских горах и в балтийских лесах, готовые ударить на Юг и на Запад. Мир затаил дыхание и ждет…»). Воспитывать патриотизм, по мысли выступавших, придется за государственные деньги и вторая проблема: чтобы деньги не разворовали или не потратили впустую. Далеко не все лица, ответственные за воспитание патриотизма, проникнуты его духом.
Как кажется, большую ложку дегтя в планы собравшихся добавил вице-премьер российского правительства Сергей Собянин, сам того не желая. Он, в частности заявил, что «в конце 80-х - начале 90-х уровень патриотизма в стране был на самом низком уровне», а «наши проблемы в 90-х годах в Чечне сотней патриотичных гимнов невозможно было заменить". По мнению вице-премьера, патриотизм безусловно нужен, но это должен быть патриотизм построенный на реальных достижениях, ориентированный на новые эталоны. И не стоит забывать, считает Собянин, что уровень патриотизма общества зависит от уровня его жизни и, например, от спортивных достижений. «Уровень патриотизма сегодня зависит не столько от количества лекций на тему патриотизма, сколько от уровня экономики, социальной сферы, спорта, науки и образования. Один выигрыш на международном чемпионате будет стоить гораздо больше, чем тысяча прочитанных лекций», - сказал вице-премьер.
А лучше всех, кажется, высказался во вступительном слове Юрий Чайка. «Если у призывника нет страха перед армией, то и служить он будет с полной отдачей», заявил генпрокурор. С Чайкой можно полностью согласиться, только вот никто пока не объяснил, где взять армию, которую не будут бояться?