Вечером 14 августа стало известно о смерти популярнейшего детского писателя Эдуарда Успенского. Он скончался дома, в деревне Пучково на территории Новой Москвы. Рядом находилась его жена.
Успенскому было 80 лет. В последние годы он страдал от онкологического заболевания, ездил лечиться в Германию, потом вернулся. Неделю назад внезапно почувствовал себя плохо и потерял сознание. Супруга вызвала ему скорую. Улучшения уже не наступило.
Звукозаписывающая компания «Мелодия» в память об Успенском сегодня выложила в iTunes аудиопостановку сказки о Чебурашке. «Спасибо за детство, Эдуард Николаевич», — говорится в сообщении фирмы в Facebook.
От имени Владимира Путина соболезнования по поводу смерти Успенского выразил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. «Президент глубоко соболезнует, не одно поколение россиян выросло на героях этого знаменитого писателя и впитало в себя то добро, которое несли эти герои», — сказал он.
«Он сделал мое детство», — едва ли не самый распространенный комментарий в соцсетях со вчерашнего вечера. И это, в общем-то, правда.
Успенского отличал уникальный дар — придумывать персонажей, которые живут собственной жизнью рядом с маленькими читателями и зрителями.
Помимо героев сказок о Чебурашке и «троих из Простоквашино» гений Успенского подарил нам десятки запоминающихся на всю жизнь образов, которые всегда будут ассоциироваться с детством.
Цитаты и персонажи из его стихов, сказок и сценариев всплывают в памяти многих поколений, даже не всегда сходу ассоциируясь с Успенским. Это, впрочем, неудивительно: Эдуард Николаевич был очень продуктивным.
Например, его стихотворение «Разноцветная семейка» хорошо знакомо всем по мультфильму «Осьминожки» (1976). Из него мы помним, что «ничто так не пугает мир, как всем известный рыбий жир», и детскую «народную» песню «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек».
К 25-летию особых отношений СССР и Финляндии Успенский написал сценарий для трилогии мультфильмов про Дядюшку Ау (по мотивам сказки Ханну Мякеля «Господин Ау»).
К Олимпийским играм 1980 года, которые проходили в СССР, появилась известная серия мультфильмов про Бабу-Ягу и Мишку.
Это Успенский написал знакомое каждому стихотворение «А может, а может...» — пародию на басню Крылова «Ворона и лисица», которая в 1981 году стала одной из трех частей культового мультфильма «Пластилиновая ворона» (первой режиссерской работы Александра Татарского). Благодаря таланту композитора-песенника Григория Гладкова родился настоящий шедевр. Его, кстати, поначалу хотели запретить за безыдейность, но потом все-таки выпустили на экраны.
Практически тогда же появляется «Ивашка из Дворца пионеров» — мультфильм о советском школьнике, попавшем в страну сказок. Этот сюжет Успенский также использовал в своей книге «Вниз по волшебной реке». Возможно, автор позаимствовал его у Вадима Коростылева — автора сценария к мультфильму «Вовка в Тридевятом царстве».
Через год выходит первый мультфильм о придуманных Успенским братьях-сыщиках Колобках — «Следствие ведут Колобки». Текст сценария разобрали на цитаты, которые до сих пор в ходу.
На самом деле всего этого и много другого, подаренного нам талантом Успенского, могло бы и не быть, если бы он не решился оставить полученную специальность ради любимого дела.
Эдуард Успенский родился в декабре 1937 года в Егорьевске (Московская область). В доме его детства всегда держали животных: отец работал кинологом в охотничьем отделе ЦК КПСС. Он рано ушел из жизни, оставив жену и сына в очень стесненном материальном положении.
После школы Эдуард поступил в Московский авиационный институт. Еще в старших классах он обнаружил в себе оригинальное чувство юмора и увлекся сочинительством, а в студенческие годы начал писать эстрадные фельетоны. Гонорар за каждый из них вчетверо превышал стипендию бедного студента, и это не могло не навести на мысль о том, что таково его призвание.
Тем не менее Успенский три года после окончания МАИ отработал инженером — чтобы окончательно утвердиться в мысли о том, что это «не его». Нельзя сказать, что на творческой стезе все сразу заладилось: юмористические произведения жестко «резала» цензура, а мэтры детской литературы — такие как Сергей Михалков и Агния Барто — не спешили принимать молодое дарование в Союз писателей СССР.
Тем не менее в 1966 году вышла книга «Четверо под одной обложкой», где наряду с Григорием Гориным, Феликсом Камовым и Аркадием Аркановым в списке авторов значился и Успенский.
Свои «фирменные» сказки он начал сочинять, можно сказать, случайно: работал вожатым в детском лагере, где вечерами у костра надо было развлекать детей какими-то рассказами, и у Эдуарда заработала фантазия. Он пробовал себя во всем — писал рассказы, сценки, сценарии, стихи.
В 1969 году Успенский написал свой первый сценарий к мультфильму — это известный всем «Антошка» из мультипликационного сериала «Веселая карусель».
Год спустя Успенский «выдает» для той же «Веселой карусели» еще одну историю, которую навсегда запомнят советские дети — «Рыжий, рыжий, конопатый».
В 1960-1970 годах вышли его книги «Крокодил Гена и его друзья» (1966), «Вниз по волшебной реке» (1972); огромную популярность приобрели пьесы «Чебурашка и его друзья» (1970), «Наследство Бахрама» (1973), «Отпуск крокодила Гены» (1974).
Примерно через десять лет, в 1983-м, книга «Вниз по волшебной реке» будет экранизирована. Фильм «Там, на неведомых дорожках» станет одной из самых популярных киносказок Советского Союза.
Тогда Успенский работал вместе с режиссером Романом Качановым. Это он в 1969 году подарил вторую — экранную — жизнь Чебурашке, крокодилу Гене, cтарухе Шапокляк. В 1971 году был создан фильм «Чебурашка», в 1974-м — «Шапокляк», в 1983-м — «Чебурашка идет в школу».
Слово «чебурахнуться», которое в словаре Даля толкуется как «упасть», писатель услышал от маленькой дочери своего друга. Так родился один из самых знаменитых персонажей советской детской литературы — неведомая зверюшка, живая игрушка, которая в буквальном смысле «чебурахнулась» неведомо откуда в магазинный ящик с апельсинами.
Старуха Шапокляк, если верить воспоминаниям Успенского (а он, будучи человеком с чувством юмора, часто шутил), была отчасти списана с супруги автора, которая порой превращалась в «очень вредную гражданку».
В 1972 году выходит диафильм по книге «Дядя Федор, пес и кот» — первой из знаменитой серии «Трое из Простоквашино» (он, кстати, оцифрован и доступен для просмотра). Сама книга вышла только через два года.
Легендарная троица впервые появилась на экране в совершенно других образах:
Кстати, кота Матроскина поначалу звали Тараскиным. Его прототип — актер Анатолий Тараскин, с которым писатель сотрудничал в юмористическом журнале «Фитиль». Олега Табакова, голосом которого говорил Матроскин на экране, Успенский называл своим любимым актером.
Продолжения истории, которая невероятно полюбится и читателям, и зрителям (в виде мультфильма), Эдуард Николаевич будет сочинять до 2011 года.
Создатель экранных образов Матроскина и дяди Федора, мультипликатор Аркадий Шер, ушел из жизни неделю назад — 7 августа.
«Канонических» экранизаций этой серии всего четыре — «Дядя Федор, пес и кот (1976), «Трое из Простоквашино» (1978), «Каникулы в Простоквашино» (1980) и «Зима в Простоквашино» (1984).
Истории про Дядю Федора и его друзей переведены на несколько европейских языков, сказки про Чебурашку пользуются популярностью в США, но настоящий их культ возник в Японии, где есть большой фан-клуб Успенского, а «странная игрушка безымянная» красуется на десятках товаров — от одежды и часов до йогуртов и конфет.
Очень любят книжки Успенского в Финляндии. Несколько лет назад там составляли рейтинг популярности писателей, и автор «Чебурашки» опередил в нем скандинавскую звезду детской литературы — Астрид Линдгрен, автора «Малыша и Карлсона».
Многим в СССР Успенский без преувеличения «сделал детство». Он активно работал на радио и телевидении — сам вел программы, писал сценарии постановок, придумывал передачи (например, «Радионяня», «АБВГДейка», «Спокойной ночи, малыши!», «В нашу гавань заходили корабли»).
В последние годы наследие Успенского постигла неоднозначная участь: «Cоюзмультфильм» решил продолжить сериал о «троих из Простоквашино», адаптировав персонажей к современности с социальными сетями, смартфонами и прочими реалиями. Для Успенского это стало неприятным сюрпризом, но впоследствии — буквально за считаные дни до смерти писателя — спор со студией был урегулирован.