будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Совет по правам человека
Июль 2, 2025
Страна

СПЧ: перезагрузка

СПЧ: перезагрузка
spch-18
Президентский совет. Источник: президент.рф

Длительный процесс обновления президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека наконец завершился. В новый состав совета вошло немало известных персон, в том числе и людей, которых сложно упрекнуть в лояльности действующей власти. Тут и председатель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков, и исполнительный директор «Голоса» Лилия Шибанова, и бывший судья Сергей Пашин, и правозащитник Валерий Борщев и многие другие уважаемые «прогрессивной общественностью» люди. Люди, которых провластная пропаганда если и не объявляла врагами России прямо (в случае, например, с «Голосом» такое имело место), то по крайней мере старалась не замечать факта их существования.

Впрочем, включение в состав СПЧ резких критиков действующей власти вряд ли следует считать какой-либо уступкой гражданскому обществу (что бы не означало это туманное словосочетание) или неким шагом по очеловечиванию власти.

Президентский совет по правам человека — структура преимущественно ритуального свойства,

на решения власти позиция совета редко оказывает воздействие. Несколько свежих примеров: глава совета Михаил Федотов в июне 2012 года последовательно просил спикеров Госдумы и Совета Федерации, а также президента не принимать в спешке явно репрессивные законы о митингах (увеличивал штрафы за всяческие нарушения во время массовых акций и усложнял жизнь протестантам), о некоммерческих организациях (вводил статус «иностранного агента» для всех «политических» НКО, получающих помощь из-за рубежа), о возвращении в УК статьи о клевете и о появлении «черного списка» сайтов.

Аргументация у председателя совета была довольно внятной — законы избыточны и общественного обсуждения не прошли, хотя касаются именно что гражданского общества в его различных проявлениях. В случае с законом о митингах председатель СПЧ указывал и на некоторые несообразности юридического свойства: по закону фактически стирается грань между административным и уголовным законодательством, а ряд положений размыты и допускают вольные трактовки при правоприменении. Федотов даже не предлагал вовсе не принимать законопроект, но просил поправить его и уж точно с принятием не торопиться. Владимир Путин на это лишь попенял главе своего совета, что он общается с ним через прессу.

Законы, как известно, были приняты без какого-либо учета мнения СПЧ.

С беспомощностью СПЧ, по большому счету, и был связан его кризис, продолжавшийся без малого год. В декабре 2011 года Ирина Ясина и Светлана Сорокина заявили о выходе из состава совета, мотивировав это тем, что права человека не являются приоритетом власти, а результаты выборов в Госдуму были сфальсифицированы. В июне 2012 года члены совета потянулись из него в массовом порядке. За месяц заявили о своем выходе из СПЧ Александр Аузан, Светлана Ганнушкина, Юрия Джибладзе, Татьяна Малева, Дмитрий Орешкин, Эмиль Паин, Елена Панфилова, Леонид Радзиховский, Алексей Симонов; Федор Лукьянов, Ида Куклина, Людмила Алексеева, Валентин Гефтер, Борис Пустынцев, Игорь Юргенс. Выход последнего был уж очень показательным: Юргенс все-таки человек спокойный и системный.

Обескровленный совет, тем не менее, решили не упразднять, а просто пополнить новыми людьми. Долго обсуждалась процедура выбора новых членов. Часть общественников настаивала, что именно они должны предложить президенту кандидатуры потенциальных членов совета, дабы в СПЧ не попали случайные люди. Иные говорили о необходимости более прозрачной процедуры. Споры затянулись до осени, но кризис удалось преодолеть (не без помощи чиновников из администрации президента, выступавших в качестве модераторов процесса).

Что, правда, далеко не гарантирует работоспособности и эффективности органа в деле защиты прав граждан.

Просто имеется системная проблема — российская власть не очень понимает, как работать с этим самым гражданским обществом, а потому предпочитает возмущенные возгласы общественности игнорировать. Всякие потуги власти что-то придумать, обустроить эту работу в институциональном поле приводят к созданию очередных бюрократических образований. Причем структуры эти заведомо лишены практически всех рычагов влияния, а то и вовсе представляют из себя чистой воды фейки. 
За 2000-е годы Кремль предпринял несколько попыток формализовать диалог с общественниками.

На заре путинского правления была сделана первая попытка обустроить площадку для диалога с обществом в виде «Гражданского форума». Собрались, поговорили, разошлись (правда, в начале 2008 года «Гражданский форум» на короткое время реанимировали, но то было исключительно под предвыборную кампанию Дмитрия Медведева с громким слоганом «Свобода лучше, чем несвобода»).
Три года спустя, в 2004 году одновременно с жесткой политической реформой, была образована Общественная палата, призванная проводить экспертизу важного для общественности законодательства. Как показала практика, мало какие рецепты ОП учитываются при принятии законов, да и общественники в палате заседают все больше сервильные и даже откровенно странные, вроде певицы Аллы Пугачевой или вышедших в тираж политтехнологов.

Параллельно плодились околовластные НКО, успешно осваивавшие государственные гранты, но собственно правозащитой почти не занимавшиеся. С ними, кстати, власти вполне комфортно до сих пор: легко и приятно общаться с условным движением «Наши», но за диалог с обществом сложно принять летние молодежные лагеря на известном озере.

Совет по правам человека при президенте на этом фоне выглядит даже живой структурой. И все-таки его рекомендации всерьез не воспринимаются.

Отчасти потому, что российская политическая элита в принципе не понимает, что такое общество и как с ним можно говорить, да еще и чуть ли не на равных. У него же нет ответственного секретаря и официального переговорщика, вот и непонятно с кем там в этом обществе «порешать вопросы». Нет у общества и нормальных финансовых потоков, а стало быть оно не может быть серьезным контрагентом, в отличие, скажем, от крупного бизнеса. Оно не может говорить с позиции силы, как силовые органы или футбольные хулиганы с Манежной площади. И так далее. Привычные для власти форматы диалога не годятся, а других она не знает. Вот и собирает «представителей общественности» в одном месте в надежде «а вдруг что получится».

Меж тем «внизу», в том самом эфемерном «гражданском обществе» происходит все большее брожение и натуральная самоорганизация. Причем не только в виде советов — координационных и при президенте — но в виде конкретных многотысячных митингов, волонтерских инициатив, групп по защите от разрушения исторических кварталов и прочая, прочая. Кадаши, Химкинский лес, тушение пожаров, помощь пострадавшим от наводнения в Крымске — все это произошло де-факто без участия власти и заботит ее чрезвычайно. И просто требует поиска какой-то новой и более-менее эффективной формы взаимодействия. Если в этом поможет обновленный состав СПЧ — будет неплохо. Есть, правда, сомнение, что власть захочет его слушать.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).