Как и в прошлом году, российские авиакомпании генерируют прибыль на международных рейсах и показывают огромные убытки на внутрироссийских. Однако с закрытием Турции и Египта, а также с общим снижением доходов населения россияне покупают все меньше билетов за границу, потери авиаперевозчиков стремительно растут.
Если в январе-марте 2015 года операционные убытки крупнейших авиакомпаний страны составляли 16 млрд рублей, то на первый квартал этого года уже в полтора раза больше — 24 млрд рублей, рассказал «Коммерсанту» президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун.
Операционная прибыль — это прибыль компании от основной деятельности, разница между ее выручкой и расходами до налогообложения.
Как ранее сообщал Тасун, в 2015 году зарубежные рейсы принесли российским перевозчикам (без учета «Трансаэро») 36,3 млрд рублей операционной прибыли, а внутренние полеты — 44,9 млрд рублей убытка. То есть чистый убыток составил 8,6 млрд рублей.
В 2016 году ситуация усугубилась. «Показатели, — говорит глава АЭВТ, — выглядят удручающе и демонстрируют негативные тенденции». Потери на внутренних линиях составили в первом квартале 25,6 млрд рублей, а прибыль на международных за этот же период — лишь 1,5 млрд рублей. То есть чистый убыток за январь-март 2016 года для отрасли — 24,1 млрд рублей.
Одна из слагающих роста убытков — увеличение расходов авиакомпаний: в первом квартале они выросли на 15% — до 225 млрд рублей. Больше всего — на 56% —увеличились затраты на лизинг самолетов — до 61 млрд рублей. Траты на техобслуживание и ремонт поднялись на 27% — до 21 млрд рублей. Аэропортовое обслуживание подорожало на 20,6% — до 35 млрд рублей.
При этом глава АЭВТ считает, что повышение цен на билеты еще больше отпугнет пассажиров и не даст отрасли толчка для роста.
«Очевидно, что за счет увеличения тарифов или открытия чартерных направлений, например в Турцию, вернуть спрос не получится. С существующей покупательной способностью даже минимальное повышение цен лишь усугубит положение, необходимы более оперативная реакция профильных властей и продолжение поддержки отрасли», — отметил Тасун.
В июне Минтранс предложил снизить НДС на внутренние пассажирские перевозки с нынешних 10% до 0%. По оценкам ведомства, это могло бы принести региональным авиаперевозкам «около 20 млрд рублей». Однако в Минэкономразвития считают, что обнуление НДС не гарантирует снижения цен на билеты и роста спроса, сообщил «Интерфаксу» источник в ведомстве.
В 2015 году впервые после кризиса 2008 года российские авиаперевозчики зафиксировали падение пассажиропотока. Снижение рынка стало следствием сокращения международных перевозок.
До 2015 года авиационный рынок показывал устойчивый рост.
Между тем вскоре ожидается запуск чартерных рейсов в Турцию из России. Внезапное потепление между двумя странами уже привело к тому, что Турция стала самым популярным туристическим направлением у россиян, хотя и существенно подорожавшим из-за цен на авиабилеты.
Как стало известно сегодня, турецкий кабмин предварительно одобрил продление программы поддержки чартерных рейсов до конца года. Пока программа рассчитана до 31 августа. Организаторы чартерных перелетов получают от турецкого правительства по 6 тысяч долларов за один рейс.
Тем временем российский лоукостер «Победа» нашел дополнительный источник доходов. Принадлежащий «Аэрофлоту» перевозчик фактически приравнял провоз товаров из Duty Free к провозу багажа. На внутренних рейсах стоимость провоза пакета с покупками из Duty Free увеличена с 700 до 2000 рублей, на зарубежных — с 10 до 35 евро.