будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
финансовый рынок
Июль 2, 2025
Страна
Поволоцкий Лев

Споры с финансовыми организациями: развилки

Продолжением цикла дискуссий «Создание институтов социального партнерства на финансовом рынке» станет обсуждение проблем споров с финансовыми организациями. Как и в большинстве прошлых обсуждений речь пойдет о действиях физических лиц, а не компаний во взаимоотношениях с финансовыми структурами.

Рассматривая проблему споров, попробуем выделить основные группы интересов. Главные игроки - уже упомянутыми потребителями и финансовыми организациями (банковскими и небанковскими). Наряду с ними, принципиально важную роль играют разного рода государственные структуры: законодатели, формирующие основу правовой среды, в которой происходят споры, исполнительная власть, участвующая в подготовке законодательных актов, а также выпускающая распорядительные акты и акты сложного юридического статуса — разъяснения, регулятор финансового рынка (в современной России это — Центробанк) с его регулирующими действиями и разъяснениями, судебная ветвью власти, своей повседневной деятельностью в ходе решения споров, а также результатами обсуждений высших своих инстанциях формирующая также значительную часть дизайна финансового рынка в России.

Значимой, с точки зрения рассматриваемого вопроса, силой являются разного рода медиаторы, защитники прав потребителей, а также служба финансового омбудсмена. Именно они помогают на практике найти возможность досудебного решения споров.

Еще одна группа — аналитики рынка и ученые-экономисты, исследующие процессы, происходящие в сфере урегулирования споров между физическими лицами и финансовыми организациями.

Как и в предыдущих дискуссиях, кажется целесообразным формирование смешанных групп для обсуждения поставленных вопросов — так, чтобы в каждой из них можно было интегрировать опыт представителей разных типов игроков, мотивировав участников с конфигуративно разными установками договариваться между собой, находить общие решения, затем сверяя позиции, получившиеся у разных групп.

Среди проблем, которые кажется важным обсудить в группах видятся следующие. Во-первых, какие их сторон и в каких ситуациях оказываются ответственными за спор — физическое лицо, неграмотно поведшее себя, несмотря на доступность корректной информации; финансовая организация, которая предоставила некорректную информацию или же неверно рассчитала эффект от отношений с данным лицом или группой лиц (или же даже верно, заложив в расчеты будущие проблемы с заданным процентом потребителей своих услуг); государство, недостаточно эффективно отрегулировавшее рынок; структуры саморегулирования рынка, в недостаточной степени выполняющие свои функции, структуры медиации или какие-то иные субъекты.

Важный аспект — механизм возникновения проблемной ситуации.

В детальном рассмотрении нуждаются типы предметов спора, особенности разных способов урегулирования споров (включая вопрос об издержках разных сторон и типах результата в зависимости от выбранного способа) и соотношение между этими параметрами.

Не менее значимо обсудить тренды — как именно меняются основные параметры проблемной ситуации (субъекты и характеристики взаимодействия между ними), способы их разрешения (включая соотношение между типами проблем, способами решения и эффектом для участников), а также факторы, влияющие на эти тренды — от общеэкономических процессов, через постепенное освоение обществом новых типов экономических институтов и отношений, до сознательного изменения «правил игры» с учетом опыта работы.

Последний блок тем для обсуждения связан с поисками решений остающихся проблем. Эти решения, в свою очередь, имеют привязки к субъектам этих решений — к государственным органам, которые могут корректировать систему регулирования и ее роль в системе, к структурам самоорганизации рынка, которые, взаимодействия с меняющимися правилами и сталкиваясь с проблемной реальностью, могут вырабатывать более эффективную стратегию взаимодействия с государством и с игроками рынка. С судебной системой, которая может корректировать свои подходы с учетом опыта судебной практики, а также поддерживать своей экспертизой осмысленные изменения в законодательной системе. Со структурами досудебного решения споров — их местом в общей системе и формами работы (хотя здесь субъектностью в предоставлениии месте во многом обладает государство — например, в вопросе о принятии закона о финансовой омбудсмене ), соотношением различных форм учреждения и финансирования этих структур (от частных программ, финансируемых профессиональными ассоциациями, через публичные, финансируемые публичными фондами до частных, платных для своих клиентов), типов обязательности решений этих структур (необязательные к исполнению рекомендации, решения, обязательные для бизнеса, но не обязательные для потребителя, решения, обязательные и для бизнеса, и для потребителя, компромиссы и примирения сторон). И, наконец, решения, связанные с корректировкой поведения потребителей — в частности, через распространение финансовой грамотности (включая понимание роли и типов структур досудебного урегулирования споров).

В последнем вопросе традиционно возникает вопрос о проектировании эффективной системы распространения финансовой грамотности и субъектах ее реализации. Среди возможных путей здесь может быть и масштабирование опыта подобных семинаров.

 

Поволоцкий Лев
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).