Меньше месяца осталось до парламентских выборов, разговоры о которых не утихают последние полгода. О какой-то интриге говорить не приходится, и наш аналитик Василий Измайлов делится размышлениями о том, почему нашей оппозиции не удается добиться успеха: «Эти выборы ставят на повестку дня очень много вопросов, и одним из них является принципиальная неудача оппозиции имеющемуся курсу. Я имею в виду содержательную оппозицию, которая существует в обществе и которая должна иметь — и отчасти имеет — политические силы, эксплуатирующие проблематику. Правильно это или нет, хорошо или нет, в данном случае не очень важно, но важно то (и это очень важный аспект проблемы), на каком уровне находится политическая, а точнее даже технолого-политическая культура нашей страны, в том числе и оппозиционная.
Мы видим, что все активности, которые предпринимаются умеренно непримиримой оппозицией, не имеют никакого отклика в обществе. Это связано с большим количеством фактов и факторов, и я бы хотел обратить внимание вот на что. История знает примеры прекрасных технологических побед в схожих исторических условиях. Возможно, я заблуждаюсь, но как мне представляется, очень важным и значимым массивом подобного действия является история социалистической Польши, в которой оппозиция в течение 70-80-х годов достигла максимальных результатов, что в последствии вылилось в объявление генералом Ярузельским военного положения и установление в Польше того режима, который действует и сейчас. Он имеет свои плюсы, минусы, непонятную и зачастую безумную антироссийскую риторику, но, безусловно, для Польши и для польского общественного устройства он органичен, что очень важно.
Что явилось одним из значимых элементов польской оппозиционной повестки — это сращение интеллектуальных и рабочих протестов. Каждый может обратиться к истории и узнать, что такое рабочие протесты в Польше 70-х годов, чем они были вызваны, где они проходили, и в частности, посмотреть историю такой организации, которая первоначально называлась КОС-КОР — Комитет защиты рабочих. Те люди, которые жили в Советском Союзе и интересовались политикой, понимают о чем речь, а те люди, которые не жили и не интересовались, могут поинтересоваться — это очень полезная история.
Вкратце, польские интеллектуалы поддержали рабочие выступления и организовали целую систему помощи рабочим активистам, что впоследствии, как я полагаю, привело к сращению двух разноприродных протестов. Очевидно, что польский интеллектуальный протест — это был отчасти националистический, отчасти антибольшевистский протест. А протест польских рабочих был бытовой, за нормальную, сытую жизнь, лишенную тех внятных недостатков, которые были в социалистическом строе: дефицита, недоедания, нехватки продуктов и товаров и так далее.
Однако сколько мы живем в России — я тут встаю на условную точку зрения Навального или Касьянова (несимпатичен ни один, ни другой) — этого не происходит. С чем это связано и почему это должно происходить — потому что это технологическая история, которая сразу же дала результат, почти мгновенно. Это очень важно, и, казалось бы, российские оппозиционеры должны этим воспользоваться. Я вспоминаю, что в 80-90-х годах что-то подобное пытался осуществить знаменитый ученый-гуманитарий Леонид Баскин, правда, без всякого результата. Это не происходит, потому что Польша не Россия, и Россия не Польша. Но не сращивается ряд ключевых условий, набор которых, возможно, для нашей оппозиции оказывается существенно важнее, чем все действия, которые они предпринимают.
Если мы обратим внимание на Польшу, то увидим, что там было не только сращение интеллектуального протеста, но и нравственного. Что касается нравственного протеста в сложившихся условиях, то мне кажется, что существуют очень серьезные вопросы, связанные не с нравственным обликом тех людей, которые оппонируют режиму, здесь совершенно невозможно ничего оценивать, а с системой распознавания нравственных авторитетов в нынешнем обществе. Это очень большая, серьезная и даже, наверное, трагическая тема, о которой мы поговорим, поскольку нравственное содержание нынешнего общества и взаимоотношения с властью является самым узким местом того, что мы имеем. Причина в том, что нынешний общественный договор, основанный на том, что каждый имеет какую-то часть общественного пирога, не очень законным методом себе присваиваемого, в общем-то выбивает почву из-под ног любой внятной политической силы. В частности, неуспех «Яблока» в этом отношении очень знаменателен.
Факт остается фактом — сращение нравственного, интеллектуального и рабочего протестов. Второе, чего мы не видим, это серьезный интерес интеллектуалов к рабочему протесту. Обратите внимание, что протесты против системы «Платон» были очень ограничено поддержаны теми людьми, которые должны бы были их поддержать. Сейчас идет марш кубанских фермеров на Москву, там содержание в общеизвестном смысле — десятое дело, но важно то, что это происходит абсолютно изолировано.
Третья, и очень важная история, — это введение услуг на оплату ЖКХ и нерегулируемый характер присутствия на рынке управляющих компаний с мощнейшим протестным потенциалом, который в этой истории существовал и фактическая невозможность ни одной из политических сил сесть на этого конька. Совершенно очевидно, что где-то в начале 2000-х годов те люди, которые бы серьезно и внятно эксплуатировали бы эту тематику, были бы обречены на успех общественного мнения и, возможно, извлекли бы очень серьезные политические дивиденды.
Сказав это, нужно сказать и еще об одном ключевом условии, которое сильно противоречит моей внутренней установке, но и не сказать об этом нельзя, потому что надо быть честным. Польская оппозиция была оппозицией социалистической, и если посмотреть, кто подписывал первые документы того же КОС-КОР, то можно увидеть, что в основном это социалисты с многолетним стажем, и совершенно особняком стоит высочайший для Польши нравственный авторитет Яцек Куронь. Про него можно почитать и понять, кто это.
Здесь мы, возможно, сталкиваемся с главным и ключевым обстоятельством, о котором надо бы задуматься нашим оппозиционерам. Я ничего не утверждаю, а лишь задаю вопрос: а не кажется ли, что содержательная оппозиция тому режиму, который ими столь нелюбим, возможна только на социалистической позиции? И не значит ли это, что для того, чтобы эту оппозицию последовательно формировать и реализовывать, необходимо совершенно иначе отнестись как к левому движению, так и к левой идеологии? И не значит ли это, что наибольшая идеологическая угроза тем установкам, которые сегодня первенствуют в обществе, исходит из правильно понятого социализма? Причем нисколько не коммунистического, нисколько не мироновского, а скорее народнического толка.
В этом смысле мы можем говорить о том, что странным образом мы не видим условий для формирования протестной повестки в России, осторожно говоря, по польскому образцу, хотя, возможно, польский образец является одним из самых близких к российским условиям. С чем это связано, отчасти мы уже говорили, но здесь парадоксальным образом возникает новый поворот, на который мы не очень много внимания все вместе уделяем, но это важная история. Та политическая система, которая сегодня у нас заведена, делает наших протестников вполне парламентскими партиями и выводит их на белое, легальное политическое поле. Что самое интересное, многие из них всерьез рассчитывают на то, что на публичных выборах они могут достичь результатов без содержания, к сожалению, без программы, к сожалению, без технологического оснащения, к сожалению, ну и без нравственных или хотя бы харизматических лидеров.
Хочу сразу сказать, что я ни в коем случае не сторонник такого рода политических сил, это очень важно. Однако для того, чтобы иметь гармоничное общество, которое само себя двигало бы вперед, фактическая конкуренция необходима. И в этой связи я полагаю, что все мы, люди, заинтересованные в создании современного конкурентного общества, так или иначе должны не игнорировать протестную проблематику. Именно с этим связаны мои сегодняшние размышления, безусловно, я не претендую на какую-то исключительность и правоту, но, возможно, сама постановка вопроса окажется плодотворной и вызовет к жизни какие-то дополнительные реплики, посты или даже решения, которые всем нам позволят жить в чуточку более нормальных условиях, чем это представляется сегодня», — сказал Измайлов.
Материалы по теме:
Польские протесты июня 1976 года
Военное положение в Польше (1981—1983)
Польский оппозиционер Яцек Куронь
Интересные факты: