Назначение главой аппарата правительства куратора выборов «Единой России» Вячеслава Володина многие восприняли в духе старта кампании третьего срока Путина. По нашей версии, Володин, скорее, займется борьбой за аппаратные функции — «наследство Собянина». Хотя «занимательная тандемология», значительно расширившая «понятийный аппарат» кремленологов позволяет вывести из любого назначения «предрешенность третьего срока Путина»
Назначение Вячеслава Володина на пост главы аппарата правительства в статусе вице-премьера восприняли почти однозначно. «Политические резоны в голове Путина перевесили резоны чисто чиновничьи. Хорошие бюрократы остались на своих местах, хотя веерные отставки все еще возможны, а вот политический менеджер Володин будет собирать вещи и переезжать из здания партии в Банном переулке на Краснопресненскую набережную. Прекрасно при этом понимая, что хорошим чиновником ему быть необязательно. А вот политтехнологом придется поработать», - пишет Константин Гаазе в колонке на «Форбсе» - «Предвыборная кампания Путина началась». Хорошие чиновники — это министр связи Игорь Щеголев, глава администрации президента Сергей Нарышкин и «подзабытый» полпред в СЗФО Илья Клебанов. Еще в СМИ назывались кандидатуры первого вице-премьера Игоря Шувалова, замглавы аппарата Кирилла Андросова, экс-глава Чувашии Николай Федоров и так далее. Выбор вроде бы был, но почему Володин?
Наблюдатели в первую голову отметили тот факт, что на должности секретаря президиума генсовета «Единой России» Володин курировал выборы. Стало быть и на новом месте он будет заниматься выборами. Какими? Ну логично — выборами в Госдуму и выборами премьера Путина в президенты. Источники «Коммерсанта» «не исключили», что Володин будет заниматься кампанией Путина. Еще жестче высказался Константин Гаазе. Тезис сильный, а потому заслуживает пристального рассмотрения.
Как куратор куратору
Во-первых, объяснение «Володин курировал выборы» не кажется абсолютно надежным. Кураторов у выборов много, и секретарь президиума ЕР среди кураторов не самый главный. У каждого региона имеется куратор в Администрации президента. Там же имеется региональный департамент и управление внутренней политики. Есть и первый замглавы администрации президента Владислав Сурков. И все они курируют выборы — следят за результатом «Единой России», концептуально правят местных товарищей и отчитывают за неправильные результаты. Общее руководство кампанией «Единой России» в этой схеме — некая фикция. Да, Володин и этим тоже занимался и человек он с полномочиями, но с небольшой помощью друзей.
Во-вторых, стилистически — если Володин придуман под выборы, то предвыборная кампания Путина началась уже давно. Меж тем очевидно, что вариант с отставкой Лужкова не был проработан детально до самого последнего момента. В духе начала кампании 2012 интерпретировали как раз назначение на пост мэра Москвы — дескать, сядет туда человек,, безусловно, удобный Путину, но точно не Собянин. Собянин ведь «сильный администратор, необходимый на посту накануне выборов».
Далее: выборная риторика применима и к иным кандидатам на пост. «Выходец из ИТАР-ТАССа, куратор средств массовой информации Игорь Щеголев — явное усиление медийной составляющей аппарата правительства, который теперь будет более сосредоточен на выстраивании имиджа премьера и подготовке третьего срока Путина». «Сильный аппаратчик Сергей Нарышкин способен преодолеть разногласия относительно третьего срока Путина в элитарной среде, а также договориться об условиях отставки Дмитрия Медведева с нынешним непосредственным руководителем». «Вице-премьер Игорь Шувалов перешел на должность с понижением из первых вице в простые, что явно говорит о спецзадании Шувалова — обеспечить своему патрону Владимиру Путину третий срок». И так далее.
Наконец, нет никаких надежных маркеров, что Володин займется именно выборами. Публично — он займется (из заявленного) а) модернизацией б) согласованием бюджета-2011. Предвыборный штаб кандидата в президенты Дмитрия Медведева в 2008 году возглавлял глава АП Сергей Собянин, а вовсе не глава аппарата правительства Сергей Нарышкин, хотя Медведев и работал в правительстве. А штаб кандидата в президенты Владимира Путина на выборах 2004 — первый заместитель главы администрации президента (а не руководитель АП) Дмитрий Козак, сразу после выборов перебравшийся в кресло главы аппарата правительства. Лишь в 1999-м году штаб по выборам президента возглавлял глава аппарата избирающегося премьера - тот же Козак. Поминаем это, дабы проиллюстрировать, что аппаратные расклады могут быть разнообразными, а в случае Путина более уместно говорить о «доверенном лице премьера» во главе штаба. Об особом доверии Путина Володину доподлинно ничего не известно.
Эти сладенькие, маленькие ФЦП
Чисто политический функционал нового главы аппарата — тем более представляется фикцией, если вспомнить, что вице-премьеру так или иначе приходится курировать сразу с десяток различных направлений народного хозяйства. Большая часть полномочий Сергея Собянина перейдет Володину, но корректировки возможны на днях, сообщил «Ведомостям» пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Володин определенно будет согласовывать бюджет-2011. Это значит, что работы на ближайшие месяцы ему хватит — для плетения хитрых интриг по внедрению образа «Путина в президенты» или по ликвидации Владислава Суркова (проблемы Суркову в связи с новым главой аппарата правительства обещает в своей колонке Гаазе) может просто времени не хватить.
«Что касается сферы ответственности Собянина («Электронная Россия», административная реформа и т. д.), которая остается как бы за бортом, то ее, видимо, распихают по вице-премьерам, чтобы не мешать чиновнику-партийцу сосредоточиться на главной задаче», - пишет Гаазе. Здесь кажется и кроется ключевой вопрос: сколько полномочий Собянина удастся отстоять Володину. Статус чиновника далеко не в последнюю очередь зависит не от кабинета, в котором он сидит, и не от названия должности, а от сфер, которые он курирует. Больше бюджеты — больше аппаратный вес. И вес политический: для российской бюрократии это почти тождественные понятия.
По фактуре - «Электронная Россия» заканчивается в этом году и ее уже точно ни на кого переключать не будут. Не было бы назначения Собянина мэром Москвы, именно ему бы пришлось вести аппаратную борьбу за ДЦП «Информационное общество», которая идет на смену «Электронной России». Шансы Володина курировать программу невелики, но они есть. Минфин уже урезал финансирование программы на 2012-2013 годы втрое (с 10 млрд до 3 с небольшим в год), но в Минсвязи считают финансирование недостаточным, но надеются на увеличение бюджетных ассигнований впоследствии. В любом случае речь минимум о 30 млрд рублей, максимум — о 100.
Остальные функции Собянина стоит перечислить не в форме «и т.д.». В рамках «предвыборной» проблематики важно, например, займет ли Володин пост предсовдира «Первого канала» или это тоже будет кто-то из других вице-премьеров, профильный министр, просто «уважаемый человек». Да и комиссия по развитию телерадиовещания, возглавляемая Собяниным, - не пустой звук. Согласно проекту одноименной ФЦП на 2009-2015, объем финансирования программы из федерального бюджета составляет 76,3 млрд руб, всего — 122 млрд.
Административная реформа (в т.ч. в части перехода на электронный документооборот) — недешевая игрушка, в одной Москве на эти цели решено выделить 3 млрд на 2011-13 годы. В ГК «Росатом» Собянин возглавляет наблюдательный совет. Перепись населения курировал он. Неужели Володин откажется от всего этого в угоду чисто политической выборной функции?
Мультипликация конфликтов
Политический функционал был и у Собянина. Он возглавлял правкомиссию по оценке эффективности федеральных и региональных органов власти. То есть имел право карать губернаторов. Пугать — как минимум. Именно в этом смысле, а не в смысле гипотетических «приближающихся» выборов (они у нас всегда приближаются, как только закончились предыдущие) стоит воспроизвести месседж о дублировании функций вице-премьера и первого замглавы администрации президента, отвечающего за политику.
Недостаточность фактуры не дает представления и о том, побегут ли многочисленные претенденты на парламентские кресла «решать вопросы» именно к Володину. Особенно, если функционал Собянина будет распределен без участия самого Володина. В последнем случае Володин превращается в фигуру аппаратно слабую и для серьезного лобби не интересную. Меж тем значительная часть мандатов (чтобы не сказать бОльшая) распределяется согласно усилиям регионального лобби и лобби крупного бизнеса. Со сменой губернаторов-старожилов (только за последнее время — в Татарстане, Челябинске, Башкирии, Москве, Калмыкии, ранее — в ХМАО, ЯНАО, Орле, Екатеринбурге и т. д.) на более слабые или зависимые от Кремля и Белого дома фигуры, как можно предположить, роль регионального лобби снизится.
В Госдуме образца 2011-2016 не будет полутора десятков чисто «лужковских» депутатов и от остальных регионов есть шанс пройти не только для представителей региональной элиты. Освобожденные от губернаторов-тяжеловесов регионы легче будет убедить согласовать списки федерального центра. Пространство для торговли расширяется, ресурс увеличивается — больше шансов у федеральных групп влияния и крупного бизнеса — в первую очередь у госкомпаний — продвинуть своих кандидатов в необходимом количестве. Конфликтность ситуации понижается объективно.
Субъективно же конфликт между АП и аппаратом правительства может и вовсе не произойти. Некоторые комментаторы полагают, что Володина продвигали «Путин и Сурков» (анонимный источник «Ведомостей»). В таком случае, мы имеем дело с качественно иным раскладом и более хитрой игрой. Например, борьбой за снижение влияния на партию Бориса Грызлова (по сведениям «Коммерсанта» и он претендовал на освободившйся партийный пост Володина). Иными словами: атмосфера «тайн мадридского двора» несомненно присутствует, а вот с «апокалиптическими» или «прекраснодушными» прогнозами относительно третьего срока Путина стоит повременить. Сигналы, даже самые прозрачные, в российской политической традиции страдают известной многозначностью. Владимир Путин, помнится, тоже Иванова «преемником» назначал.