будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 10, 2025
Страна
Гриценко Григорий

Стабилизационная заплатка

Стабилизационная заплатка
98_04

Несмотря на сверхблагоприятные внешнеэкономические условия, руководители экономических ведомств России не почивают на лаврах, а, как и положено государственным мужам, пытаются понять, что произойдет с хозяйством России в случае наступления «трудных времен», а также, по возможности, к этим временам готовятся. Одним из моментов подготовки к трудным временам служит, во-первых, досрочное погашение внешнего долга, а во-вторых, накопление Стабилизационного фонда. Погашение долга спасает от падения кредитного рейтинга и унизительных переговоров с кредиторами, а накопление Стабфонда дает возможность и после наступления «трудных времен» финансировать расходы бюджета в том же (или почти том же) объеме, что и раньше. То есть фактически позволяет бюджетному сектору сохранить свои доходы и, соответственно, уровень своего потребления на прежнем уровне, заодно поддерживая занятость и производство в частном секторе экономики.

Пока, судя по перспективному трехлетнему финансовому плану, принятому Правительством РФ несколько недель назад, планируется, что на конец 2009 года размер Стабфонда достигнет 4 трлн. руб. Естественно, при этом возникает вопрос: много это или мало, понадобятся ли еще какие-либо дополнительные вливания в фонд или этого размера будет вполне достаточно, и потом можно будет все дополнительные доходы использовать как-то иначе? Например, снижая налоги или увеличивая государственные инвестиции в реальные активы.

Для ответа на этот вопрос Министерство финансов РФ предложило разделить бюджетные доходы на две части: на ту, которая зависит от мировых цен на энергоносители, и на ту, которая не зависит. Путем простого сопоставления сразу станет ясно, какие потери может понести государственный бюджет в случае падения мировых цен на энергоносители и, соответственно, какой запас прочности в виде Стабилизационного фонда должен быть у бюджетных органов.

Предварительные расчеты, проведенные сотрудниками Минфина, показывают, что если из доходной части федерального бюджета исключить все «нефтяные» и «газовые» поступления, то он тут же становиться дефицитным. А раз так, то Стабфонд надо продолжать накапливать и, что самое главное, сейчас не следует форсировать реализацию идеи о разделении бюджета на «нефтяной» и «обычный», потому что «обычный» без дотации «нефтяного» все равно прожить не сможет.

Разделение бюджета на две части – это, наверное, вопрос более или менее отдаленного будущего, но вот что касается прочности бюджета, его способности устоять перед ухудшением мировой хозяйственной конъюнктуры, то эта тема заслуживает гораздо более пристального внимания. Вернемся к теме «выпадающих нефтяных доходов» и посмотрим, как может повлиять падение нефтяных и газовых цен на доходы бюджета. Для этого, как нам представляется, не нужно делать сложных расчетов, а следует всего лишь сравнить доходы от обложения нефти и газа, скажем, в 2000 году с доходами в 2005 году. Тогда разница будет видна невооруженным взглядом.

В нашей налоговой системе есть два налога, которые прямо увязаны со стоимостью и объемом добычи углеводородного сырья, – это налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные таможенные пошлины на нефть и газ. Пошлина на нефть привязана к ее цене – по мере изменения цены меняется и ставка пошлины. Пошлина на газ является фиксированной. Сравнивая доходы бюджета от НДПИ и экспортных пошлин в этот период, мы сможем оценить масштаб влияния нефтегазового сектора на бюджетный сектор экономики России.

Правда, кроме налогов, прямо увязанных со стоимостными объемами добычи и реализации углеводородного сырья, есть еще налоги, которые зависят от них косвенно. Это налоги, которые платят все корпорации (на прибыль, имущество, землю и т.д.) и все граждане (подоходный, НДС, акцизы, налог на имущество и прочее), которые, конечно, тоже зависят от нефтегазовых цен, но учесть это влияние достаточно сложно, поэтому для нашей оценки в расчет их принимать не будем.

Мы, конечно, отдаем себе отчет в том, что прошедшие пять лет были достаточно бурными в экономическом смысле этого слова. За этот период времени неоднократно менялись правила налогообложения, постоянно имела место инфляция, валютный курс рубля то понижался, то начинал расти – в общем, пертурбаций было много, и это сильно повлияло на сопоставимость данных. Но тем не менее картину изменений в бюджетных доходах они дают, и картина эта впечатляющая.

Итак, в 2004 году НДПИ составлял 529 млрд руб., в 2005 г. – уже 928 млрд руб. В том числе НДПИ по нефти составил 428 млрд и 801 млрд руб. соответственно, то есть за один год увеличился почти в два раза. Ну, а в приснопамятном 2000 году, когда перед страной стояли совсем другие проблемы, все платежи за пользование недрами (НДПИ тогда еще не ввели) составили 59 млрд руб. То есть за пять лет, с 2000 г. по 2004 г., доходы бюджета из этого источника выросли в 9 раз, а по сравнению с 2005 годом – в 16 раз!

Таможенные пошлины, которые в 2000 году составили 229 млрд руб., в 2004 году были 841 млрд руб., а в 2005 г. – 1,6 трлн. руб. Из них доходы от обложения экспорта нефти, природного газа и нефтепродуктов в 2005 году составили 1 трлн. 315 млрд руб., то есть практически все таможенные доходы бюджета были получены от поставок за границу этих трех видов товаров.

В консолидированном (федеральный плюс региональные) бюджете 2000 года при его общем объеме 2,079 трлн. руб. доходы от обложения добычи природных ресурсов составляли 2,8%, а от обложения внешней торговли – 11%, в консолидированном же бюджете 2005 года при его общем объеме в 7,6 трлн. руб. доходы от обложения добычи природных ресурсов составили 12%, а от обложения внешней торговли – 21%. Удельный вес этих налогов в общих доходах бюджета рос быстрее, чем сам бюджет, именно рост поступлений по ним во многом и позволил увеличить его доходы и расходы.

Теперь мы можем прикинуть, какие потери понесет государственный бюджет страны, если цены на мировом рынке вернутся на прежний уровень – 2000-го года. Из-за снижения поступлений по НДПИ бюджет может потерять 870 млрд руб., а из-за снижения пошлин – 1,4 трлн. руб., то есть в общей сложности 2,2-2,3 трлн. руб.

Сопоставляя с этими цифрами предполагаемый размер Стабилизационного фонда, мы видим, что требования у нашего финансового ведомства, в общем, достаточно скромные. Зарезервировать в этом фонде всего лишь двойной объем предполагаемого годового снижения доходов от обложения углеводородного сырья – это не бог весть что. Конечно, мировые кризисы так долго не тянутся (напомним, что кризисное падение нефтяных цен в районе 1998 года длилось год, максимум полтора), но вот депрессия в мировом хозяйстве может тянуться несколько лет, и тогда Стабфонда даже в 4 трлн. руб. может не хватить на все расходы.

Следовательно, говорить сейчас о том, что средства Фонда надо тратить на разного рода инвестиционные проекты, так как они уж очень велики, нам представляется немного преждевременным. Вот дождемся 2009 года, тогда и посмотрим, что у нас будет с бюджетом, мировыми ценами, инвестициями и доходами населения.

См. также:

  • Тройная нагрузка на перспективный бюджет
  •  Как нам распилить Стабфонд
  • Сценарий без дороги
  • "Лишние деньги" раздали бедным
Гриценко Григорий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).