Центр стратегических разработок, который несколько недель назад возглавил Алексей Кудрин, представил проект стратегии научно-технического развития России до 2035 года, в котором перечисляются отросли экономики, на которые имеет смысл обращать внимание в первую очередь.
В документе говорится, что к перспективным для России новым секторам экономики должны быть отнесены те, что связаны с новыми рынками 2035 года, предусмотренными «Национальной технологической инициативой» президента России. Это, например, производство и внедрение беспилотников, которые «повышают и упрощают мобильность людей, на порядок повышают производительность транспортных процессов». Также в ЦСР считают перспективным направлением «сектор систем, базирующихся на достижениях в биотехнологиях и обеспечивающих резкий рост продолжительности активной и здоровой жизни». В этом пункте также упоминается получение новых средств лечения заболеваний, «которые становятся все более распространенными в современном мире в силу нарастающих изменений образа жизни людей и общей продолжительности их жизни».
Также ЦСР рекомендует инвестировать в сектор ранее недостижимых средств межличностных и человекомашинных коммуникаций, которые позволяют на основе нейротехнологий повысить производительность мыслительных процессов, в технологические решения, обеспечивающие «интеллектуализацию и распределенный характер энергетики». Упомянуты и финансовые рынки на базе современных информационных технологий и технологий социальных сетей, высокотехнологичные рынки продовольствия, основывающиеся на биотехнологиях и автоматизации, и системы безопасности.
Естественно, доклад ЦСР предлагает делать инвестиции не частным структурам, а государству. Для развития инновационных секторов экономики предлагается использовать налоговое стимулирование, так как оно «представляется высокоэффективным инструментом поддержки и позволяет одновременно снизить высокие для технологических стартапов риски и повысить их доходность».
Наибольший стимулирующий эффект, пр мнению ЦСР, может оказать гибкая система налоговых кредитов (зачетов) по расходам на инновации. «Такая система предполагает установление дифференцированных ставок, величина которых будет различаться в зависимости от размера компании (для малого и среднего инновационного бизнеса могут быть установлены более высокие ставки, пример — опыт Японии), от величины осуществляемых расходов (возможно, по опыту Франции и Южной Кореи, установление регрессивной шкалы ставок налоговых кредитов)», — говорится в документе.
Кроме того, могут быть введены льготные условия для расходов на исследования, относящиеся к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, а также на исследования, осуществляемые в кооперации с вузами, что будет способствовать развитию академической науки.
Сейчас, отмечают эксперты, в России наука и инновации главным образом поддерживаются прямыми субсидиями, что оправдано для существующих отраслей, но новые вызовы требуют новых форм поддержки, которые должны быть направлены на развитие негосударственного немонопольного сегмента научно-технологической сферы.