Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко уверена, что в России вновь настало время укрупнения регионов. Такой шаг, считает она, необходим для повышения качества жизни граждан. Впрочем, о каких именно регионах идет речь Матвиенко не сказала.
Разговор об укрупнении зашел в интервью программе «Поздняков» на телеканале НТВ. «Я сторонник перекройки карты регионального плана», — сказала спикер и добавила, что «есть субъекты Федерации, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы».
Укрупнение, по мнению Матвиенко, должно происходить «не просто по чьей-то воле, а имея под этим экономические, инвестиционные и иные обоснования». Такая мера «повысит качество жизни людей» в слабых регионах. «Не должен человек страдать из-за того, что он живет в малообеспеченном и не очень перспективном для развития регионе, а не в другом, богатом», — подчеркнула Матвиенко.
«Здесь много вопросов, которые назрели, и главное — пришло время для этого: в стране стабильная политическая и социальная обстановка, мы можем сегодня себе позволить провести те реформы, которые повысят качество управления, а соответственно — уровень экономического и социального развития, а главное — качество жизни людей», — считает Матвиенко.
Укрупнение регионов — и правда не новая идея. Именно с этого начали свою реформу административно-территориального деления большевики после окончания Гражданской войны в Центральной России, позже, правда, все вернулось на круги своя: современные границы областей и их размер часто почти полностью совпадает с сеткой губерний, созданных еще при Екатерине II.
В начале 2000-х годов об укрупнении регионов заговорили вновь, но дело дошло только до устранения большей части появившихся почти случайно автономных округов — в советские времена они были частью областей и краев, а после принятия конституции 1993 года стали самостоятельными регионами в составе других субъектов. В итоге с 2003 по 2008 годы прекратили свое существование 6 из 10 автономных округов. Впрочем, на их территории проживало всего 0,3% населения страны, так что «парад объединений» практически никак не затронул большую часть россиян.
Матвиенко говорит о том, что необходимо объединять хронически дотационные регионы, якобы это может повысить уровень жизни населения. Проблема в том, что дотационные регионы зачастую окружены такими же, и при их объединении получится лишь огромный регион без надежд на развитие. Иногда объединению мешает география: например между Тверью и Ярославлем, столицами соседних, вроде бы, областей, нет ни железной дороги, ни автомобильной трассы. А других хотя бы относительно «богатых» регионов вокруг Тверской области нет.
А ведь Матвиенко, вполне вероятно, имела в виду именно Тверь. «Есть субъекты федерации, которые точно нежизнеспособны самостоятельно в силу объективных причин, а не потому, что там плохие губернаторы» — явный намек на недавнюю смену главы региона, которая как раз произошла в Твери.
Хотя, вполне вероятно, Матвиенко на самом деле ни на кого не намекала: работа у спикера Совета Федерации непыльная, спокойная и, самое неприятное, тихая — а значит журналисты и руководители государства вспоминают о ней нечасто. «Вброс» в информационно поле идеи, реализация которой затрагивает интересы нескольких финансово-промышленных групп и сотен региональных чиновников, обречен на успех. Тему будут обсуждать, а значит и вспоминать о существовании Валентины Матвиенко.