будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
правительство Дмитрий Медведев Михаил Абызов
Июль 9, 2025
Страна
Карпюк Илья

Стратегия на долгую жизнь

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министру Михаилу Абызову начать «совместно с заинтересованными» министерствами и ведомствами работу по созданию «Стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 года». Это уже третья попытка правительства создать долгосрочную программу развития страны — предыдущие две оказались не слишком востребованы.

Опубликованное в понедельник поручение главы кабинета министров было выпущено по итогам встречи с экспертными советом при правительстве, которая состоялась 1 июля. Медведев распорядился «создать рабочую группу с участием членов экспертного совета при правительстве в целях подготовки предложений по структуре, перечню направлений, ресурсному обеспечению и плану подготовки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года». Рабочая группа должна представить в правительство свои предложения до 12 октября 2015 года — то есть только для создания эскиза стратегии-2030 дано около трех месяцев.

Ранее России с долгосрочными стратегиями сильно не везло. Первый такой документ, Стратегия-2020, была написана в 2007-2008 гг и принята правительством в ноябре 2008 года. К тому времени начавшийся мировой кризис все-таки достиг России, мечты об «островке стабильности» так и остались мечтами и, соответственно, концепция долгосрочного развития устарела уже в момент ее принятия.

В первой версии Стратегии-2020 говорилось, что в 2012 по сравнению с 2007 годом ВВП должен вырасти на 37-38%, производительность труда — на 40%, реальные располагаемые доходы населения и вовсе должны были вырасти в полтора раза. Естественно, кризис поставил крест на этом проекте. Впрочем, неизвестно, удалось бы достичь этих смелых целевых показателей в случае стабильного развития экономики или нет.

Из-за всех этих проблем почти сразу после принятия первой стратегии началась работа над ее доработкой. Новый документ писался в 2011-2012 гг и готовился к президентским выборам — предполагалось, что это станет полноценной программой нового главы государства, кто бы им ни стал.

Президентом стал Владимир Путин, но он, фактически, так и не взял на вооружение новый вариант Стратегии-2020. Его программой стали подписанные сразу после инаугурации так называемые «майские указы», в которых прописывалась необходимость резкого роста благосостояния работников социально-значимых отраслей, таких как медицина, образование и т. д., без указания на то, откуда на это брать ресурсы. Таим образом и так не слишком зажиточные российские регионы, на которых свалилась обязанность повышать зарплату учителям и врачам, набрали кредитов больше, чем за всю свою предыдущую историю, что, понятно, дает о себе знать сейчас, когда заемные средства в российской экономике из-за западных санкций стали особенно дороги.

Исправленная версия Стратегии-2020 так и не была принята официально. В последний раз глава государства вспоминал о ней в апреле 2015 года, во время очередной «прямой линии». Тогда Владимир Путин напомнил своему бывшему министру финансов Алексею Кудрину, что тот, работая в правительстве, разрабатывал Стратегиею-2020, и если в ней что-то не было учтено, то по его вине. В ответ Кудрин указал, что Стратегия-2020, фактически, так и осталась проектом, было реализовано лишь 20–30% ее положений.

 
Владимир Мау и Ярослав Кузьминов

Особенность Стратегии-2020 была в том, что работу над ней координировали ректоры РАНХиГС Владимир Мау и ВШЭ Ярослав Кузьминов, а основными разработчиками были эксперты, причем не только из экспертного совета при правительстве, но и из различных университетов и коммерческих структур.

С одной стороны, разработка долгосрочной стратегии экспертным сообществом имела позитивные моменты: сведение к минимуму лоббизма различных ведомств, отстраненность от политической борьбы и т. д. Видимо, учитывая это, к разработке новой программы будет привлечен еще и декан экономического факультета МГУ Александр Аузан — он, так же как и Мау с Кузьминовым, может привлечь к работе значительные академические ресурсы.

С другой стороны, преимущества обернулись и недостатками. В первой версии Стратегии-2020 авторы лишь немного затрагивали такие вопросы, как оборона, правоохранительная система и государственная безопасность, в ее исправленной версии эти темы не обсуждаются вовсе. Очевидно, авторы программы не получили санкции на обсуждение реформ в этих чувствительных для руководства страны областях.

 
Михаил Абызов

Так что теперь одна из главных задач правительства — вовлечь в разработку Стратегии-2030 не только экспертное сообщество, но и чиновников, верхний уровень государственных управленцев, уверен, как пишет «Коммерсантъ», Михаил Абызов.

Так как федеральные ведомства тесно работают с отраслевым сообществом, можно быть уверенным, что теперь и бизнес будет иметь определенные рычаги влияния на авторов программы.

Пока что, впрочем, рабочая группа по подготовке Стратегии-2030 будет заниматься куда более прозаическими вещами: нужно обозначить, из каких модулей должен состоять документ, формат работы по модулям и план. Формально главными в группе будут министр без портфеля Михаил Абызов, который курирует работу открытого правительства, в том числе и экспертного совета, и министр экономического развития Алексей Улюкаев, пишут «Ведомости».

Вполне вероятно, что публикация завершенного текста новой стратегии планируется как раз к началу кампании по выборам президента 2018 года. Во всяком случае, опыт прошлых программ показывает, что на их написание, согласование и т.д. уходит около года, а представлен «эскиз» новой программы будет хорошо если в октябре.

Но уже сейчас понятно, что вводные данные для новой стратегии и, скорее всего, ее идеалогия, будут разительно отличаться от обоих вариантов Стратгии-2020. Если раньше основной идей стратегии было проведение рыночных реформ, то теперь от государственного участия в экономике никуда не деться: секторальные санкции западных стран против России теперь печальная реальность в долгосрочной перспективе, не учитывать ее в стратегических планах невозможно.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).