Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министру Михаилу Абызову начать «совместно с заинтересованными» министерствами и ведомствами работу по созданию «Стратегии социально-экономического развития РФ до 2030 года». Это уже третья попытка правительства создать долгосрочную программу развития страны — предыдущие две оказались не слишком востребованы.
Опубликованное в понедельник поручение главы кабинета министров было выпущено по итогам встречи с экспертными советом при правительстве, которая состоялась 1 июля. Медведев распорядился «создать рабочую группу с участием членов экспертного совета при правительстве в целях подготовки предложений по структуре, перечню направлений, ресурсному обеспечению и плану подготовки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года». Рабочая группа должна представить в правительство свои предложения до 12 октября 2015 года — то есть только для создания эскиза стратегии-2030 дано около трех месяцев.
Ранее России с долгосрочными стратегиями сильно не везло. Первый такой документ, Стратегия-2020, была написана в 2007-2008 гг и принята правительством в ноябре 2008 года. К тому времени начавшийся мировой кризис все-таки достиг России, мечты об «островке стабильности» так и остались мечтами и, соответственно, концепция долгосрочного развития устарела уже в момент ее принятия.
В первой версии Стратегии-2020 говорилось, что в 2012 по сравнению с 2007 годом ВВП должен вырасти на 37-38%, производительность труда — на 40%, реальные располагаемые доходы населения и вовсе должны были вырасти в полтора раза. Естественно, кризис поставил крест на этом проекте. Впрочем, неизвестно, удалось бы достичь этих смелых целевых показателей в случае стабильного развития экономики или нет.
Из-за всех этих проблем почти сразу после принятия первой стратегии началась работа над ее доработкой. Новый документ писался в 2011-2012 гг и готовился к президентским выборам — предполагалось, что это станет полноценной программой нового главы государства, кто бы им ни стал.
Президентом стал Владимир Путин, но он, фактически, так и не взял на вооружение новый вариант Стратегии-2020. Его программой стали подписанные сразу после инаугурации так называемые «майские указы», в которых прописывалась необходимость резкого роста благосостояния работников социально-значимых отраслей, таких как медицина, образование и т. д., без указания на то, откуда на это брать ресурсы. Таим образом и так не слишком зажиточные российские регионы, на которых свалилась обязанность повышать зарплату учителям и врачам, набрали кредитов больше, чем за всю свою предыдущую историю, что, понятно, дает о себе знать сейчас, когда заемные средства в российской экономике из-за западных санкций стали особенно дороги.
Исправленная версия Стратегии-2020 так и не была принята официально. В последний раз глава государства вспоминал о ней в апреле 2015 года, во время очередной «прямой линии». Тогда Владимир Путин напомнил своему бывшему министру финансов Алексею Кудрину, что тот, работая в правительстве, разрабатывал Стратегиею-2020, и если в ней что-то не было учтено, то по его вине. В ответ Кудрин указал, что Стратегия-2020, фактически, так и осталась проектом, было реализовано лишь 20–30% ее положений.
Особенность Стратегии-2020 была в том, что работу над ней координировали ректоры РАНХиГС Владимир Мау и ВШЭ Ярослав Кузьминов, а основными разработчиками были эксперты, причем не только из экспертного совета при правительстве, но и из различных университетов и коммерческих структур.
С одной стороны, разработка долгосрочной стратегии экспертным сообществом имела позитивные моменты: сведение к минимуму лоббизма различных ведомств, отстраненность от политической борьбы и т. д. Видимо, учитывая это, к разработке новой программы будет привлечен еще и декан экономического факультета МГУ Александр Аузан — он, так же как и Мау с Кузьминовым, может привлечь к работе значительные академические ресурсы.
С другой стороны, преимущества обернулись и недостатками. В первой версии Стратегии-2020 авторы лишь немного затрагивали такие вопросы, как оборона, правоохранительная система и государственная безопасность, в ее исправленной версии эти темы не обсуждаются вовсе. Очевидно, авторы программы не получили санкции на обсуждение реформ в этих чувствительных для руководства страны областях.
Так что теперь одна из главных задач правительства — вовлечь в разработку Стратегии-2030 не только экспертное сообщество, но и чиновников, верхний уровень государственных управленцев, уверен, как пишет «Коммерсантъ», Михаил Абызов.
Так как федеральные ведомства тесно работают с отраслевым сообществом, можно быть уверенным, что теперь и бизнес будет иметь определенные рычаги влияния на авторов программы.
Пока что, впрочем, рабочая группа по подготовке Стратегии-2030 будет заниматься куда более прозаическими вещами: нужно обозначить, из каких модулей должен состоять документ, формат работы по модулям и план. Формально главными в группе будут министр без портфеля Михаил Абызов, который курирует работу открытого правительства, в том числе и экспертного совета, и министр экономического развития Алексей Улюкаев, пишут «Ведомости».
Вполне вероятно, что публикация завершенного текста новой стратегии планируется как раз к началу кампании по выборам президента 2018 года. Во всяком случае, опыт прошлых программ показывает, что на их написание, согласование и т.д. уходит около года, а представлен «эскиз» новой программы будет хорошо если в октябре.
Но уже сейчас понятно, что вводные данные для новой стратегии и, скорее всего, ее идеалогия, будут разительно отличаться от обоих вариантов Стратгии-2020. Если раньше основной идей стратегии было проведение рыночных реформ, то теперь от государственного участия в экономике никуда не деться: секторальные санкции западных стран против России теперь печальная реальность в долгосрочной перспективе, не учитывать ее в стратегических планах невозможно.