Бывший министр обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики Игорь Стрелков (Гиркин) решил вступить в публичную полемику с бывшим главой компании ЮКОС Михаилом Ходорковским.
Стрелков после начала войны на востоке Украины стал чуть ли не символом русских националистов-имперцев. Даже после отъезда из Донецкой области Стрелков старается не исчезать из публичного пространства и постоянно делает громкие заявления. На этот раз бывший главком сепаратистов решил опубликовать открытое письмо Михаилу Ходорковскому.
Свой ответ Стрелков попытался сделать симметричным речи Ходорковского, которую тот произнес 1 октября в Вашингтоне, на заседании международной правозащитной организации Freedom House.
У Стрелкова, как и у Ходорковского, 22 тезиса, они разделены на пять групп. Некоторые названия перекликаются, например «Возвращение в Европу» и «Возвращение к справедливости» у Ходорковского и «Возвращение в Россию» и «Построение справедливого общества» у Стрелкова. Одно название скопировано полностью — «Национальная мобилизация».
В целом текст Стрелкова намного длиннее, что, впрочем, неудивительно, ему надо не только ответить на тезисы Ходорковского, но и донести до своих читателей собственную точку зрения.
Вначале Стрелков рассказывает, что на протяжении последних столетий «Русские правители с опорой на русский народ приносят свою жизнь на алтарь Отечества, а раскормленные, коррумпированные компрадорские элиты не брезгуют никакими способами, чтобы предать Родину, трусливо изменить Государю, обобрать и подчинить народ ради достижения личной сиюминутной выгоды».
Ходорковский, уверен Стрелков, не заслужил того, чтобы к нему хоть кто-то прислушивался, так как после распада СССР только и делал, что присваивал народную собственность. «Из всех Ваших достижений лично я готов признать за общественно полезный результат разве только те валенки, которые Вы "тачали" в заключении», — обращается Стрелков к бывшему бизнесмену.
«Ходорковский выдвинул несколько концептуальных тезисов, используя близкие русскому человеку сравнения, аналогии и ассоциации, и даже местами копируя приемы патриотической риторики. С завидным пафосом и претензией на статус некоей последней инстанции, бывший олигарх пытается совместить несовместимое. Чуждые России и русскому народу либеральные "ценности" он как бы "добавляет" в близкие и родные русскому сердцу понятия национальной гордости и справедливости, создавая опасную иллюзию их органической совместимости», — пишет Стрелков во вступлении. Он считает, что тезисы Ходорковского - это не просто «досужие рассуждения сбежавшего с Родины богатого и незаурядного уголовника», это «идеологическая программа нового государственного переворота в России — "дорожная карта" олигархического бунта, направленного, как всегда в русской истории, против Правителя, Народа и Державы». Именно поэтому он считает себя обязанным опровергнуть слова Ходорковского.
Бывший министр обороны ДНР считает, что Ходорковский пытается навязать российскому обществу «геополитическую доктрину глобального доминирования США, направленную против народов всего мира, еще сохраняющих собственную религию, суверенитет и национальные традиции». «У России, уже в недалеком прошлом дважды пораженной проказой "передовых европейских идей" и тяжко пострадавшей за безумные увлечения собственной элиты и интеллигенции, сегодня два пути: либо вернуться к себе, либо раствориться в глобальном Западе», — пишет Стрелков и заверяет, что второй вариант неизбежно приведет к рабству и исчезновению собственной цивилизации.
В ответ на тезис о том, что Россия должна вернуться к европейским ценностям, иначе ее ждет путь «обратно в средневековье, а потом и в небытие», Стрелков пишет, что настоящие, традиционные для Европы ценности возрождает именно Владимир Путин, а в самой Европе проходят многотысячные акции протеста против т. н. «ценностей».
Стрелков поддерживает тезис Ходорковского «Тот, кто хочет быть сильным, не может позволить себе быть отсталым», и в связи с этим хвалит желание президента Путина перевооружить армию к 2020 году, он считает это «абсолютно адекватным ответом на русофобскую истерию со стороны Запада».
Исторический рекоструктор вступил с Ходорковским в дискуссию и на экономические темы. Так, например, он, как и Ходорковский, оказался сторонником прогрессивной шкалы подоходного налога, а также того, чтобы использование недр приносило доход «всему народу России». При этом Стрелков заявляет, что фактическая национализация ЮКОСа — шаг именно в этом направлении, а эффективность использования недр — это уже второй вопрос.
Естественно, диаметрально расходятся взгляды Ходорковского и Стрелкова на события на Украине. Ходорковский уверен, что Россия уже ведет настоящую войну, причем ради «сохранения у власти кучки плутократов, стремящихся так продлить жизнь уже пережившего свой срок режима». Война, считает экс-бизнесмен, «стала единственным драйвером отжившего режима».
Стрелков заявляет, что война на Украине развязана Соединенными Штатами с помощью нового правительства в Киеве, которое они-де привели к власти в результате цветной революции: «Путин делал и делает все возможное, чтобы избежать "большой" войны (малая уже развязана США руками Киева и идет, унося ежедневно десятки жизней)».
Заканчиваются тексты попыткой резюмировать последний этап истории России и с опорой на эту констатацию очертить задачи на будущее. По мнению Ходорковского, «Десять последних лет Россия теряла время, настала пора наверстывать упущенное». Стрелков заявляет, что «Пятнадцать последних лет Россия готовилась к рывку в великое русское будущее. Пришло время его совершить».