будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 21, 2025
Страна
Пастухов Владимир

Стресс-код для России

Стресс-код для России
chadra
Фото: Саид Царнаев/РИА Новости

«Это хуже, чем преступление.
Это ошибка»
Антуан Буле де ла Мерт

Великие потрясения посткоммунистической России начались с Кавказа. Похоже, Кавказом они и закончатся.

Информация о том, что в Чечне введен «мусульманский дресс-код», в связи с чем государственным служащим предписано привести форму одежды в соответствие с «нормами служебной и вайнахской этики», многими легкомысленно воспринимается как некий курьез, как новость из раздела «светской хроники» (чему, отчасти, способствует недавнее интервью Рамзана Кадырова Тине Канделаки).

В действительности это сообщение имеет зловещий и далекоидущий политический контекст. По существу речь идет об официальном признании того факта, что на территории Чеченской Республики Конституция Российской Федерации не действует.

Конечно, это давно уже «секрет Полишинеля», который известен каждому, кто хоть немного знаком с фактической ситуацией в Чеченской Республике. Правовой и политический режим в ней давно определяется не Основным законом России, а договорными отношениями руководства Республики с Федеральным центром. Тем не менее, такого откровенного и непосредственного подтверждения того, что Конституция Чечне не писана, еще не было.

Неконституционность распоряжения об обязательном ношении госслужащими одежды, предписанной религиозными нормами одной из конфессий - вне зависимости от их религиозных убеждений - очевидна.  Если в Чечне найдется хотя бы одна женщина, которая осмелится обжаловать распоряжение об обязательном ношении головного убора в Конституционный суд РФ, это поставит его судей в крайне сложное положение и спровоцирует невиданный по мощи политический скандал.

Но и без этого решение о «кавказском дресс-коде» носит символический и даже демонстрационный характер.

И демонстрирует оно то, что российская политика на Кавказе потерпела окончательное, а теперь уже «официально» признанное фиаско. Чечня сначала де-факто, а теперь уже и де-юре становится независимой от России территорией, на который действует особый правовой режим.

То есть Россия вернулась в исходную точку – к Хасавюртовским соглашениям. От перемены слагаемых сумма не меняется. Чечня отстояла права иметь «договорные» отношения с Россией на своих условиях. Просто на этот раз это «деловые» договорные отношения, без лишнего шума и воинственной риторики. Чечня как была, так и осталась «отрезанным ломтем». Однако теперь этот «ломоть» очень дорого России стоит.

 По сути, обесцененными оказались огромные человеческие и финансовые затраты, осуществлявшиеся на протяжении последних десяти лет. Миллиарды долларов оказались закачены в Чечню впустую. Федеральная власть не способна поддерживать там общий со всей остальной Россией правовой режим. Сегодня Чечня ввела свой «дресс-код», завтра запретит продажу алкоголя, послезавтра заменит гражданские суды шариатом. Лиха беда - начало. А о политической независимости она не будет заявлять ровно до тех пор, пока из России будут поступать деньги. Это откровенный шантаж, и это очевидный тупик.

Но еще большими, чем людские и материальные потери, оказались для России потери политические. Мало кто сегодня осознает, что пресловутая «криминализация России», о которой сегодня так много говорится, как о главной язве современной российской жизни, имеет своим истоком «новую кавказскую политику» администрации Владимира Путина.
Когда в конце 90-х стала очевидной неспособность России решить кавказскую проблему в рамках существовавшей тогда политической парадигмы, прежде всего - военными средствами, ее «порешали» средствами «специальными». «Политическое ноу-хау» было отнюдь не новым – разделить по своей сути мало чем отличающиеся друг от друга криминальные кланы на «свои» и «чужие» и разделаться с «чужими» при помощи «своих».

Обратной стороной медали «За победу над чеченскими сепаратистами» стало тесное сотрудничество спецслужб и криминальных структур, которое нигде и никогда еще не осуществлялось с таким размахом. Эффективность нового метода, по всей видимости, произвела впечатление на руководство России, и оно стало в дальнейшем прибегать к нему по поводу и без повода для решения и многих других задач далеко за пределами Чечни. Теперь одни «воры в законе» помогали возвращать государству активы, украденные другими «ворами в законе». Криминальные структуры  постепенно привлекались к тому, чтобы утрясать внутрикорпоративные конфликты, обеспечивать стабильность в регионах и даже, страшно подумать, решать внешнеполитические задачи, хоть бы и вопрос с задолженностью Украины за газ.

Со временем опора на криминал стала палочкой-выручалочкой политики Кремля в самых неожиданных сферах. Зачастую отпадала сама необходимость в политике как таковой, поскольку проблемы решались на «неформальном» уровне «рабочими группами» из воротил криминального мира  и их кураторами из спецслужб. Но за все надо платить. В конце концов, кураторы и курируемые слились в единое целое, а зачастую и поменялись местами. К концу 2010 года это приобрело такой масштаб, что о криминализации России как главной угрозе для нации стали говорить повсеместно. Но нельзя забывать, что начало этому процессу было положено именно «новой кавказской политикой».

Парадоксально, но даже внешне финал выглядит похожим на начало. В середине 90-х улицы русских городов захлестнула волна преступности, основу которой составляли выходцы с Кавказа, чувствовавшие себя в «коренной» России как рыба в воде. Позже, когда Кремлю удалось стабилизировать ситуацию и «отстроить» государственные институты, когда российская экономическая и политическая жизнь усложнилась и приобрела более или менее организованный характер, «кавказцы» были вытеснены на периферию криминального мира. Сегодня они снова в «центре», выступая «ударной силой» во всех значимых экономических конфликтах.

Это и есть самая дорогая цена, которую России пришлось заплатить за «усмирение Кавказа». Чеченский «дресс-код» наглядно показывает, что Россия явно переплатила. Куплен не мир, а перемирие. Вопрос о государственном единстве России как был, так и остается открытым. Потому что государственное единство - это не декларация лояльности одного национального лидера другому, а способность государства обеспечивать единый правовой режим на всей своей территории.

Пастухов Владимир
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).