«В 2025 году более чем в полтора раза (до 210 миллионов тонн) вырастет пропускная способность БАМа и Транссиба» — сказал Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию.
Действительно, на модернизацию инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей сейчас направлены серьезные деньги, это один из самых капиталоемких проектов. Символично, что как раз в этом году БАМ отмечает свое 45-летие: его стройка стала трудовым подвигом, окончательно закончена не так давно, но практически сразу стало понятно, что пропускной способности не хватает: трасса изначально была проложена одноколейная и не была электрифицирована.
Еще 10 лет назад модернизация «Восточного полигона», как называют комплекс железных дорог в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, стала насущной необходимостью. Если БАМ не сможет ответить вызовам, то наращивать грузооборот со странами Азии, а это крупнейшие экономики Китая, Индии, Южной Кореи и Японии, будет крайне затруднительно.
Простого решения нет. Длина БАМа — почти 4000 км и любой проект модернизации выливается в огромные капитальные и трудовые затраты. Однако модернизация идет, только на первом этапе на нее будет направлено 554,1 млрд рублей.
Подавляющее число работ на БАМе ведут компании, входящие в «Группу компаний 1520» под руководством Алексея Крапивина. Именно это компания строит разъезды, вторые пути, укрепляет полотно на самых загруженных участках. Дорога в результате модернизации получит оборудование для «умных» систем управления движением. Уже сданы в эксплуатацию 41 объект Восточного полигона, из них 27 построены на БАМе, в том числе два именных разъезда «Побожий» и «Федосеев» с новой железнодорожной автоматикой, которая позволяет увеличить пропускную способность однопутных участков дороги. также открыт 465-метровый мост через реку Кованта, пункт технического обслуживания локомотивов на станции «Уссурийск», центр экипировки тепловозов на станции «Февральск».
«В России вечно что-то обсуждают. И занимаются этим, как правило, те, кто и не собирался ничего делать. А нам болтать некогда, мы по всей стране что-то строим. И в Москве и в Сибири. БАМ — это будущее, а делать историю всегда непросто», — говорит Алексей Крапивин.
Благодаря модернизации «Восточного полигона» стало возможно увеличить поставки угля с месторождений Кузбасского и Южно-Якутского бассейнов к тихоокеанским портам. Максимальная скорость поездов на Транссибе также восстановлена на 9 мостах, которые были реконструированы и открыты в 2018 году.
Пока продолжается стройка главного моста трассы, через Зею — мост длинной в километр уже соединен пролетами, открыть его планируется в 2019 году. Это будет самый длинный железнодорожный мост, построенный в России за все постсоветское время.