На 17 мая назначены официальные слушания по делу Нурпаши Кулаева - единственного оставшегося в живых участника захвата школы в Беслане. Об этом на пресс-конференции в Верховном суде Северной Осетии во Владикавказе сообщил заместитель генерального прокурора России Николай Шепель.
Сегодня в Северной Осетии состоялись преварительные слушания по делу Кулаева, они проходили в закрытом режиме. Официальные слушания будут открытыми. Председательствовать на них будет председатель Верховного суда Северной Осетии Тамерлан Агузаров, а в качестве адвоката обвиняемого выступит назначенный защитник Умарбек Сикоев (ранее североосетинский адвокат, который представлял интересы Кулаева на этапе предварительного следствия и согласился участвовать в предварительном слушании, отказался участвовать в судебных заседаниях). Группу обвинения по делу Кулаева возглавит лично Николай Шепель, также в нее войдут два представителя республиканской прокуратуры.
Ходатайства о суде присяжных на предварительном слушании заявлено не было, передает ИТАР-ТАСС. "Подсудимый потребовал переводчика с русского на чеченский, однако в этом ходатайстве ему было отказано, так как Нурпаши Кулаев имеет аттестат о среднем образовании, выданный школой, обучение в которой проводилось на русском языке", - сообщили источники в суде.
Уголовное дело 24-летнего жителя села Старый Энгеной Ножай-Юртовского района Чечни Нурпаши Кулаева было выделено в отдельное производство и расследовалось Управлением Генеральной прокуратуры РФ на Северном Кавказе. После окончания расследования Кулаеву предъявили обвинение по восьми особо тяжким статьям УК РФ - среди них бандитизм, терроризм, захват заложников, убийство, посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов, незаконное хранение огнестрельного оружия. В суд переданы 105 томов уголовного дела, в качестве потерпевших проходят 1315 человек, свидетелями обвинения выступают 69 человек, свидетели защиты отсутствуют.
Николай Шепель заявил, что обвинение не станет раньше времени обозначать меру пресечения для Кулаева. Однако сразу же оговорился: "Просто хочу сказать, что закон в таких случаях предполагает пожизненное заключение".
По словам Шепеля, Кулаев утверждает, что во время нападения на бесланскую школу он не убивал заложников, а наоборот помогал некоторым из них. Прокурор сомневается в откровенности этих показаний: "Но это его позиция - позиция защиты", - говорит Шепель.
В дни судебных заседаний по делу Кулаева во Владикавказе будут усиливаться меры безопасности. Пропускной режим в Верховный суд будет осуществляться с помощью металлодетекторов, а перед заседанием здание обследуют саперы и кинологи.
В результате захвата школы №1 в Беслане 1-3 сентября 2004 года в заложниках у террористов оказались более тысячи человек. Жертвами теракта стали 330 человек, в том числе 317 заложников, из них 186 детей, двое сотрудников МЧС, 10 сотрудников ФСБ и один житель Беслана, сказал сегодня Шепель. 728 заложников и 55 сотрудников ФСБ, органов внутренних дел и военнослужащих были ранены. В ходе освобождения заложников 3 сентября был убит 31 террорист. Кулаев стал единственным захваченным живым террористом, тела остальных после всех необходимых экспертиз захоронили в безымянных могилах.