Судебный процесс по делу об убийстве журналистки «Новой газеты» Анны Политковской все-таки будет проходить в закрытом режиме. В среду Московский окружной военный суд объяснил это решение тем, что коллегия присяжных отказывается выйти в зал судебного заседания в присутствии журналистов. По словам судьи, будет поздно закрывать процесс, когда появятся реальные факты угроз присяжным.
Лишь два дня назад было объявлено, что суд будет проходить в открытом режиме. Судья отказался удовлетворить просьбу гособвинения закрыть процесс. Гособвинение требовало закрыть процесс, ссылаясь на государственную тайну в материалах следствия, так как в деле фигурируют офицеры правоохранительных органов и спецслужб.
«С моей точки зрения, они (присяжные) просто побоялись выполнить свой долг... Я очень расстроена, и это их решение невозможно обжаловать», – сказала агентству Reuters Карина Москаленко, представляющая интересы дочери и сына погибшей журналистки. А главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов назвал решение суда «позорным» и «политически мотивированным».
Международная неправительственная организация «Комитет защиты журналистов» выразила разочарование решением суда закрыть процесс по делу Политковской. Организация считает, что перевод слушаний в закрытый режим не позволит прессе оповещать публику о возможных нарушениях.
Уже на следующий день после этого один из заседателей Евгений Колесов заявил в эфире «Эха Москвы», что присяжные, участвующие в процессе по делу об убийстве Анны Политковской, не против присутствия на заседаниях печатных СМИ, они просят лишь убрать из зала только видео- и телекамеры.
В связи с заявлением Колесова адвокаты обвиняемых намерены потребовать от суда открытого процесса. Один из адвокатов, Мурад Мусаев, сказал, что с самого начала был убежден в том, что инициатива проведения процесса в закрытом режиме исходила не от присяжных.
Анна Политковская, известная критическими статьями о российских властях и нарушениях прав человека в Чечне, была застрелена 7 октября 2006 года в подъезде своего дома на Лесной улице в Москве.
Спустя два года на скамье подсудимых оказались бывший сотрудник столичного УБОПа Сергей Хаджикурбанов, и соисполнители – жители Чечни, братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы. Хаджикурбанов, по версии следствия, выступал посредником между заказчиком и киллером. Считается, что он подыскал исполнителей и передал киллеру оружие. Махмудовы вели слежку за Политковской. Убийцей, как считает следствие, является третий брат Махмудовых – Рустам. Сейчас он находится в розыске. Организатор убийства и вовсе неизвестен.
Четвертый подсудимый – подполковник ФСБ Павел Рягузов. Вменяемый ему эпизод не связан с убийством. Следствие утверждает, что в 2002 году Рягузов вместе с Хаджикурбановым похитил и избил москвича Эдуарда Поникарова, требуя за его освобождение $10 тысяч.
Карина Москаленко главным недостатком дела считает то, что не установлены заказчики убийства и те, кто финансировал преступление. Москаленко сетовала, что ни одно ходатайство потерпевших следователи не удовлетворили. Например, они не захотели допросить президента Чечни Рамзана Кадырова, а это, по мнению Москаленко, позволило бы отработать все версии и, возможно, выйти на заказчика преступления. «Большое количество лиц указывало на Кадырова как на человека, который угрожал Политковской, – указала адвокат. – Сам же Кадыров говорил, что знает лиц, заказавших Политковскую».
В на суде среду трое подсудимых – Хаджикурбанов и братья Махмудовы – заявили о своей невиновности.