31 мая cуд приговорил Михаила Ходорковского к 9 годам лишения свободы в колонии общего режима. Платона Лебедева - к 9 годам лишения свободы в колонии общего режима. Андрей Крайнов осужден на 5 лет лишения свободы условно. До вступления приговора в силу Ходорковский и Лебедев останутся в Матросской тишине.
Сегодня, на двенадцатый день оглашения приговора, суд продолжил анализ доказательств защиты. Все доводы адвокатов суд назвал надуманными и необоснованными. В частности, при анализе обысков в Жуковке, в помещении депутата Госдумы Дубова, Ирина Колесникова сначала добросовестно зачитала доводы адвокатов, которые перечисляли допущенные следователями многочисленные нарушения УПК. В опровержение судья заявила только то, что эти доводы защиты суд не принимает во внимание, так как "они надуманны, необоснованны, и не соответствуют действительности". Это выступление вызвало громкий смех в зале, Колесникова же заявила, что в следующий раз будет выводить нарушителей порядка, сообщает пресс-центр Михаила Ходорковского.
В итоге суд признал, что экс-глава ЮКОСа совершил 9 преступлений по 6 статьям УК РФ, а глава МФО МЕНАТЕП Патгон Лебедев, по мнению суда, совершил восемь преступлений, также предусмотренных шестью статьями УК. Бывший генеральный директор АОЗТ "Волна" Андрей Крайнов, который находится под подпиской о невыезде, получил 5 лет условно. Суд счел доказанной его вину в мошенническом завладении 22 млрд 800 млн неденоминированных рублей. Cуд освободил Михаила Ходорковского, Платона Лебедева и Андрея Крайнова по эпизоду, связанному с хищением акций ОАО "Апатит" - за истечением 10-летнего срока давности. Ходорковский и Лебедев своей вины не признали.
В том, что приговор будет обвинительным, сомнений не было: текст приговора практически полностью повторял текст обвинительного заключения. Главным был вопрос о том, насколько суровым будет наказание. Как оказалось, и оно не слишком отличается от требования гособвинителя приговорить Ходорковского и Лебедева к 10 годам лишения свободы, а Крайнова - к 5,5 годам условно. Так что Генпрокуратура осталась довольна приговором.
В ближайшее время Генпрокуратура предъявит Ходорковскому и Лебедеву новые обвинения. 14 мая официальный представитель Генпрокуратуры Наталия Вишнякова заявила, что речь идет об обвинении в легализации денежных средств, которые исчисляются миллиардами долларов. О том, что такие обвинения могут быть предъявлены, адвокатам было известно еще в середине января. Сегодня Вишнякова подтвердила это. На вопрос журналистов, когда именно Ходорковскому и Лебедеву могут предъявить обвинение, а также какое наказание может грозить экс-главе ЮКОСа и главе МФО "Менатепа", Вишнякова сказала: "Обвинения будут предъявлены в ближайшем будущем, их суть будет сформулирована в постановлении о предъявлении обвинения".
Суд по "делу ЮКОСа" продолжался несколько месяцев. Оглашение приговора в Мещанском суде началось 16 мая. Причем изначально планировалось, что приговор начнут читать 27 мая, однако по неясным причинам оглашение было отложено. А когда приговор все-таки начали читать, то делали это крайне медленно, оглашение заняло 12 рабочих дней. Адвокаты уже устали делать прогнозы по поводу даты вынесения окончательного вердикта. Все сходятся во мнении, что затягивание чтения приговора было неслучайным и направлено на то, чтобы общественность потеряла интерес к делу.
Лебедев находится под стражей с июля 2003 года, Ходорковский - с октября того же года. Крайнову в качестве меры пресечения была избрана подписка о невыезде - он сотрудничал со следствием и частично признал свою вину.
Известный экономист Михаил Делягин рассказал корреспонденту "Полит.ру", что после оглашения приговора судья в соответствии с процедурой спросила у подсудимых, понятен ли приговор. "Чего тут не понять, это величайший памятник "басманному" правосудию", - ответил Ходорковский. Лебедев же заявил, что ему ничего не понятно - Делягин отметил, что юридический смысл приговора действительно не вполне ясен. По его впечатлению, оба осужденных ждали более мягкого приговора.
Делягин также отметил, что решение суда будет иметь ужасающие последствия для экономики, поскольку теперь бизнесмены поймут, что связываться с таким государством бесперспективно.
"Это попытка уничтожить людей", - сказал журналистам канадский адвокат Ходорковского Роберт Амстердам, комментируя сегодняшний приговор.
"Все, кто в прошедшие годы работал вместе с МБХ, создавая самую успешную и международно-признанную российскую компанию, сохраняют чувство огромной гордости за его и свои достижения. Нашей совместной заслугой является привнесение в Россию прогрессивной деловой, социальной и корпоративной культуры, что делало совершенно особой работу в ЮКОС е и работу с Михаилом Ходорковским лично", - говорится в заявлении сотрудников ЮКОСа. "Для огромного большинства людей этот приговор - трагический пример использования властями правоохранительной и судебной систем в политических целях" - говорят они. Работники компании расценивают приговор как чудовищное извращение правосудия, совершенное судебной системой. Эта система не только с готовностью выполнила заказ уничтожить Михаила Ходорковского, но, похоже, намерена разрушить и саму компанию ЮКОС.
Довольно суровым назвал приговор Мещанского суда председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству Павел Крашенинников. Он отметил, что такие сроки дают за тяжкие и особо тяжкие преступления.
"К сожалению, такой приговор был ожидаем. Государство заранее решило, что его следует осудить, - это не правовое, а политическое решение", - заявил "Интерфаксу" глава правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов.
Либеральные политики в один голос говорят о несправедливости приговора и отмечают, что действия Ходорковского, за которые его осудили, в 90-е годы были обычной практикой. Независимый депутат Госдумы Владимир Рыжков говорит, что "девять лет лишения свободы Ходорковскому - это ровно девять лет экономических реформ, которые прошли с 1991 по 2000 год". "Все, что сейчас признано преступным, в эти годы, согласно действующему тогда законодательству, было вполне обычной практикой, которой занимались сотни тысяч предпринимателей и бизнесменов", - отметил Рыжков.
"Жестокий и вопиюще несправедливый приговор по делу Ходорковского лишний раз показал, что в России нет независимого суда, в России есть только всемогущая Генеральная прокуратура, обслуживающая интересы "новых олигархов" от власти, решивших поправить свое благосостояние за счет передела собственности", - говорится в сегодняшнем заявлении Ирины Хакамады, поступившем в "Полит.ру".
Удивился даже лидер фракции "Родина" Дмитрий Рогозин: "Я считал, что Ходорковскому дадут намного меньше", - сказал он. Вместе с тем, по его словам, теперь подобные процессы в России закончатся, так как в отношении "остальных лиц, обманывавших государство и уходивших от больших налогов, власть ничего делать не собирается". В связи с этим, подчеркнул парламентарий, "олигархи, близкие к власти, могут спать спокойно". Что же касается дальнейшей перспективы дела, то, как отметил Рогозин, безусловно, адвокаты будут обжаловать сегодняшнее решение в судах высшей инстанции. Однако "факт остается фактом - Ходорковский выбран козлом отпущения", - заключил лидер "Родины". Отметим, в администрации президента не отрицают того, что "дело ЮКОСа" является показательным.
Cоциолог Ольга Крыштановская, выйдя из зала Мещанского суда, рассказала корреспонденту "Полит.ру", что ее знакомые в Кремле еще в январе рассказывали про данную суду ориентировку - осудить Ходорковского и Лебедева на срок от 8 до 10 лет. Суд, таким образом, выбрал средний вариант. По словам Крыштановской, есть надежда на условно-досрочное освобождение, но не раньше, чем станут известны результаты выборов 2007-2008 годов.
Комментируя ситуацию возле суда, она сказала, что именно здесь отрабатывается механизм противодействия властей возможной революции. В частности, собрано много милиционеров, которые настроены весьма решительно (несмотря на то, что пикет сторонников Ходорковского, как и положено, закончился в 15:00), у здания стоят тракторы и грузовики. Что касается развития событий, то, по мнению Крыштановской, бархатных революций в России не будет - если начнутся беспорядки, то "это будет скорее похоже на Узбекистан".