Расширенное заседание правительства у президента Владимира Путина анонсировалось довольно пафосно. На нем премьер-министр Дмитрий Медведев должен был отчитаться о том, что выполнено и что будет выполнено из поручений и предвыборных обещаний действующего президента. Путин наобещал — Медведев со своими министрами выполняет. Схема в целом разумная, если забыть, что предвыборные обещания везде и всегда не выполняются в полном объеме и в срок уж точно не выполняются.
Расширенные заседания кабинета министров у президента — явление не очень частое, разве только случается что-то из ряда вон, что требует на ковер к президенту премьера и всех прочих министров. Чаще президент выслушивает доклады отдельных министров и руководителей ведомств. Все-таки правительством руководит премьер и именно он проводит, в обычной, рутинной практике его заседания. По повестке в данном случае была заявлена стратегия развития экономики на ближайшие пять лет, но многие наблюдатели были заинтересованы другим вопросом: не сделает ли Путин вновь правительство Медведева козлами отпущения за провалы.
А тогда уже получается, что премьер (конкретно Медведев) — это такая расстрельная должность. Исполнить поручения нельзя, не исполнять чревато отставкой. Публично спорить по сути и срокам поручений с президентом нельзя.
К тому же Медведева атакуют «верные путинцы», которым он успел изрядно надоесть и насолить за время своего президентства (а кому-то, скажем, Игорю Сечину, еще и раньше). И вот из разных станов начинается критика Медведева, демонтаж его президентских инициатив и откровенные наезды на премьера и его команду. Не на «Первом канале», но в интернете, и никто не скажет, что на сегодня эффективнее.
Путин - правительству
В таких обстоятельствах отчет премьера перед президентом становится мероприятием большой политической важности. А ну как Путин устроит разгром медведевскому отчету? Или выскажет недовольство деятельностью того или иного министра? Министров правительства президент уже критиковал в сентябре публично и дело закончилось отставкой главы Минрегиона Олега Говоруна. Вторая отставка или даже выговор — это публичная пощечина Дмитрию Медведеву и сигнал о грядущей отставке. Об отставке премьера говорят с момента формирования кабинета министров и даже до этого, но в последнее время тема «сколько еще проживет правительство Медведева» все чаще звучит фатально. В смысле — полгода-год, а то и завтра отставка.
В этом плане заседание правительства выдалось крайне скучным бюрократическим мероприятием. Доклады, реплики председательствующего, уточнения, даже пикировок не было по сути. И в этом, конечно, главный сигнал.
Судя по невнятным сигналам из высоких политических сфер, Владимир Путин примерно в середине президентского срока Медведева разочаровался в партнере по «тандему». Не без помощи своего окружения, разумеется, но Путин определенно сам решил не оставлять Медведева на второй срок. И это было чревато полной утратой доверия, несмотря на выторгованный экс-президентом премьерский пост.
Путин правительство все-таки раскритиковал. По словам президента, российская экономика замедляется на протяжении двух последних кварталов — читай «с того момента, как начало работать новое правительство». Также Путин отметил, что у правительства должно быть четкое представление, как создать 25 миллионов рабочих мест, которые он последовательно обещает еще со съезда «Единой России» в сентябре 2011 года, где объявили о его возвращении в Кремль.
Эти 25 миллионов — это, разумеется, мелочь, но больно показательная. Цифра очевидно взята с потолка и кажется, мягко говоря, чересчур амбициозной. Для такого результата необходимо, как минимум, перекроить всю структуру национальной экономики. Это не удалось Владимиру Путину за 13 лет его пребывания на высших государственных постах, вряд ли удастся и теперь. Но отвечать за реализацию этой утопии Дмитрию Медведеву. Иными словами: в планах развития вшиты пункты, по которым можно уволить правительство хоть завтра.
Правительство - Путину
Впрочем, в докладе Медведева все было слабо отличимо от доклада Путина. Чуть другие акценты, но говорил Медведев не об исполнении путинских задач и даже не о том, что нужно сделать, а о том, как все должно быть в итоге. Обозначал приоритеты, но не отчитывался о проделанной работе и ближайших планах по достижению целей, поставленных президентом. Фактически — переформулировал и дополнял президентские цели. Пересказал практически правительственный вариант видения следующей пятилетки,. Примерно настолько же далекий от реальности, как и 25 миллионов новых рабочих мест.
Направлений работы, по Медведеву, десять (у Медведева всегда число пунктов кратно пяти — пять или десять, но никогда два, три или 11) и они донельзя предсказуемы и скучны. Экономика должна быть открытой, инвестклимат улучшаться, технологии развиваться (в том числе, за счет достижений оборонки), инфраструктура строиться, качество жизни граждан улучшаться, а госуправление — совершенствоваться. Ни с каким из этих пунктов нельзя поспорить хотя бы потому, что в изложении правительства и его председателя они выглядят максимально неконкретно. «Дорожная карта» до 2018 года в пересказе Медведева могла с таким же успехом быть озвучена и по отношению к 1995 или 2040 году. Кто же спорит, что все должно улучшаться и развиваться?
Приоритетные направления сформулированы так, что приоритетов как бы нет — приоритетно вообще все. Что снижает веру в реалистичность глобальных задач. Точечно программы будут реализованы (Медведев вновь повторил тезис об опоре на госпрограммы, как фактор развития), но качественно экономика перестраиваться на обозначенном промежутке не будет. Не заявлено никаких занчимых преобразований в части институциональной. А стало быть, тактическими преобразованиями вся работа и ограничится.
Для Дмитрия Медведева лично и для его кабинета это, наверно, и хорошо. Ведь какие либо институциональные реформы гарантированно поставили бы кабинет под огонь критиков. «Медведев развалил» и далее выбирайте любую сферу экономики и социалки. А так есть шанс прожить в кресле премьера куда более долгий срок. И кажется, что оракулы, предсказывавшие скорую отставку Медведева, недооценили уровень бюрократической осторожности премьер-министра. Впрочем, на все воля Путина.