СМИ напророчили отставку министру обороны Сердюкову. Логично: «сердюковская» реформа армии вызывала у генералов приступ бешенства, среди офицерского состава министр непопулярен, а сама реформа в целом завершена. Порадовать всех очередной «сакральной жертвой» Путину выгодно. Только чем лучше будет новый министр?
Уже в общих чертах понятно, что персональный состав правительства, которое возглавит Дмитрий Медведев, будет радикально отличаться от состава правительства Путина образца 2008-2011 года. Уже покинули кабинет вице-премьеры Александр Жуков (перешел в Госдуму), Сергей Иванов (возглавил в декабре администрацию президента), Вячеслав Володин (первым зам-главы АП), министр промышленности Виктор Христенко, министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. Еще до декабрьских перестановок отправлен в отставку бессменный путинский министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин. Заявил о грядущей отставке министр культуры Александр Авдеев.
Вполне вероятно, что по разным причинам покинут правительство первый вице-премьер Игорь Шувалов (ему прочат место главы корпорации по развитию Сибири и Дальнего Востока), вице-премьер по ТЭК Игорь Сечин, министр сельского хозяйства Елена Скрынник, министр образования Андрей Фурсенко, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова (об их дальнейшем трудоустройстве, как и перспективах сохранения должностей, впрочем, пока еще можно гадать). Ранее ходили слухи и об иных отставках, но о них вряд ли стоит пока говорить определенно.
По информации «РБК-daily», решил не оставаться в правительстве и министр обороны Анатолий Сердюков. Подтвердится или нет информация, но источники издания утверждают, что многих из команды Сердюков уже распустил, а сам он «устал» от реформы и хочет новое, не столь беспокойное место. Минобороны дежурно назвало сообщение «вымыслом»: никакой просьбы об отставке не было, команду Сердюков не распускал, а решения о назначениях принимает президент. То есть опровергли так, что опровержением это собственно назвать сложно и появившиеся уже слухи не стоит списывать только на аппаратные дрязги и фантазии журналистов.
В конце концов, Сердюков свое дело в основном уже сделал. Его ставили на армию с целью минимизировать масштабы воровства, понять, что же за армия для России оптимальна, и привести ее в соответствие. И он в том объеме, в котором это было возможно и для него, и вообще, с этой задачей справился. Недостаточно сильно, но значительно увеличилась контрактная составляющая по сравнению с призывом, было развернуто строительство новых зданий, проведена масштабная «военно-административная» реформа (с образованием четырех оперативно-стратегических командований вместо военных округов и бригад вместо дивизий и полков), реформа военного образования.
За штат министерства были выведены невоенные службы, сокращен центральный аппарат. Запущена масштабная программа перевооружения армии. Ну и всяческие гуманитарные инициативы, вроде разрешения использования мобильных телефонов военнослужащим — нет, вы только представьте, что солдатам, как зэкам, было ими запрещено пользоваться.
Если идея контракта и раньше генералам не очень нравилась, но несильно волновала, то сокращение роли командований отдельными видами войск просто не могло не вызвать агрессивной реакции. «Да что этот «мебельщик» понимает в военном деле?», - таков был обычный упрек сугубо гражданскому, даже на фоне чекиста Сергея Иванова, министру, весь военный опыт которого, кажется, ограничился службой в рядах Советской армии.
Преодолевалось сопротивление с трудом. Реформа военного образования была, скажем, воспринята военными в качестве развала военного образования (в ее рамках были закрыты некоторые военные училища). Какие-то десантники тогда даже митинговали на Поклонной горе. Минобороны только заявляет о планах по закупке некоторых видов вооружений у зарубежных производителей (нет, конечно, не у американцев, у французов) и против министра тут же идет атака со стороны лобби российского ВПК.
В общем симпатизантов у министра внутри возглавляемого им хозяйства не оказалось. Однако у Сердюкова было, чем ответить генеральскому сословию — его преобразования поддерживал президент — сначала Путин, а с мая 2008 года Медведев. Добавила решимости реформировать армии и война в Грузии, в ходе которой обнаружилась масса тревожных подробностей — от физического старения техники до неспособности как следует согласовать действия различных подразделений.
В принципе задачи были Сердюковым худо-бедно выполнены. Можно ли было лучше и с меньшими для военного хозяйства и генеральских привилегий и кормушек издержками? Вероятно, но можно было и еще радикальнее. В любом случае, Сердюков сделал свое дело. Теперь может уйти. А может и доделывать, тут уж пресс-служба Минобороны права — у нас такие вопросы будет решать президент Путин.
А Путин накануне президентских выборов опубликовал целую программную статью об обороне. Так вот, касательно армии там было два ключевых тезиса — перевооружение и социальные гарантии военнослужащим.
Отставки министра обороны у Путина требовали не раз и не два. И на нескольких кряду предвыборных встречах вопрос об отставке почти прямо поднимал военный обозреватель «Комсомолки» Баранец. Который накануне выборов стал еще и доверенным лицом Путина. Было ли в этом исключительно желание попасть в ожидания военных, недовольных министром, или в впрямь Сердюкову светит отставка — узнаем уже очень скоро.
Пенсионерам наверняка понравится отставка Голиковой, учителям — Фурсенко, военным — Сердюкова. И «путинское большинство» (из них во многом и состоящее) увидит — президент исполняет свои обязательства. Вопрос, правда, в том, кто займет вакансии в радикально уже обновленном (или даже почти полностью разрушенном) медведевском кабинете. Вопрос качества кадров не может не беспокоить. И еще один вопрос: насколько быстро новые министры станут такими же аллергенами, какими были их предшественники.