Министр обороны Анатолий Сердюков объяснил президенту Дмитрию Медведеву, что произошло с сухогрузом Arctic Sea, который таинственно пропал две недели назад и нашелся в понедельник у берегов Африки.
«В результате следственных действий было установлено, что 24 июля в 23:00 мск к Arctic Sea в шведских территориальных водах подошла скоростная надувная лодка, в которой находились 4 гражданина Эстонии, 2 гражданина Латвии и 2 гражданина России. Эти люди, сославшись на неисправность своей лодки, поднялись на борт Arctic Sea и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех их распоряжений», – сказал Сердюков. Затем судно двигалось по указанному захватчиками маршруту в сторону Африки, отключив навигационное оборудование. С какой целью был угнал сухогруз, министр не уточнил.
По словам Сердюкова, сухогруз был освобожден без единого выстрела и сейчас захватчики взяты под стражу.
В понедельник Сердюков выдал президенту первую порцию информации о сухогрузе. Он рассказал Arctic Sea был найден в понедельник в час ночи по московскому времени у западного побережья Африки – в 300 милях от Островов зеленого мыса. «Экипаж сейчас перемещен на наш противолодочный корабль «Ладный», где проводится дознание и выяснение всех обстоятельств исчезновения и неподачи сигнала этого судна», – доложил Сердюков президенту Дмитрию Медведеву.
Министр тогда не стал вдаваться в подробности, сказав лишь, что все члены экипажа живы и «не находились под чьим-то вооруженным контролем». Таким образом, оставалось непонятным, что на самом деле случилось с кораблем и где он пропадал две недели, не подавая никаких сигналов.
Рейс Arctic Sea, возможно, оказался «замешан в государственных интересах» и кому-то было надо не допустить этот рейс. Такое мнение высказал на пресс-конференции в пресс-центре «АиФ» главный редактор сетевого журнала «Морской бюллетень – Совфрахт» Михаила Войтенко. При этом он высказал опасение в том, что может быть в чем-то обвинен экипаж, который абсолютно невиновен. «Перевозчики что-то везут и оказывается, что они замешаны в большую игру», – сказал Войтенко.
Напомним, сухогруз Arctic Sea (обслуживается архангельской компанией-оператором Solchart Arkhangelsk Ltd) под флагом Мальты и с экипажем из 15 граждан России 22 июля вышел из финского порта Пиетарсаари с грузом древесины на $2 млн по заказу компании Stora Enso. Судно должно было прибыть в алжирский порт Беджайя 4 августа, однако 28 июля связь с ним внезапно пропала, в порт назначения он не прибыл. Сухогруз искали правоохранительные органы нескольких государств, Интерпол и российские военные. Среди версий звучали и пиратство, и интерес секретных служб к некоему тайному грузу на борту.
В том числе проходила информация, что перед исчезновением сухогруз обыскали люди, высадившиеся на борт сухогруза с надувной лодки и представившиеся полицейскими.
В ходе поисков сухогруза пресса несколько раз сообщала о том, что судно якобы найдено, однако впоследствии эти сообщения не подтверждались. Кроме того, появлялись сообщения, будто сухогруз захвачен и за него требуют выкуп в размере $1,5 млн. Уголовное дело по факту пропажи судна было заведено на Мальте и в России.
После доклада Сердюкова с неожиданным заявлением выступил постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин. Он заявил, что в ходе поисков сухогруза в СМИ намеренно передавалась ложная информация, чтобы скрыть истинные данные о действиях российских военных. По словам Рогозина, таким образом Россия продемонстрировала свою «способность обеспечить защиту как интересов страны в целом, так и российских граждан в любой точке мира».
«Сколько бы нам ни говорили об искажении информации, которая войдет в анналы, но совершенно очевидно, что для судоходства в Европе никаких угроз нет, это единичный случай, который стал достоянием общественности», - считает Михаил Войтенко.
Привлекать военный флот для охраны грузовых морских перевозок Войтенко считает неразумным, так как этим видом транспорта перевозится до 90% всех грузов в мире. Завершая пресс-конференцию, Войтенко выразил уверенность в том, что грузоперевозки и доля России в них не сократятся, но он полагает, что появление членов экипажа на пресс-конференции может быть опасно для них.