Все версии, выдвигаемые в связи с назначением Зубкова, узкополитические. Спровоцировал это Фрадков, который вдруг, кажется, впервые в жизни произнес некое подобие политической речи, мотивируя именно политическими причинами свою отставку. Отвод глаз прошел на ура. И ладно, наши «политологи» забывают, что в русском языке слова «политика» имеет несколько значений, но и западные туда же, хотя прекрасно известно, что есть politics - политическая борьба, «игра» (несколько упрощая), policy – политический курс, проводящийся в реальном социальном мире и polity – общий политический институциональный порядок.
В политике как «игре» все карты на руках у нынешнего руководства страны. О каких козырях накануне выборов еще мечтать? Если что еще и можно добрать с помощью кабинетно-кадровых перестановок, то это только нечто вроде общеукрепляющего эффекта. Тогда действительно в роли премьера хорош был бы Иванов.
С институциональным порядком имеют дело политические теоретики и философы - с отдельно взятыми отставками и назначениями связать его крайне затруднительно.
А вот что касается проведения политических курсов - это как раз очень часто и очень тесно связано с тем, кто уходит и кто приходит «на хозяйство» в той или иной стране в сложные моменты.
Что происходит накануне выборов где угодно в мире? Находящаяся у власти политическая сила, используя свой контроль над государством (в демократических странах - временный), пытается задобрить избирателей. Конкретные способы зависят от текущей конъюнктуры в той или иной страны (нельзя забывать, что не все страны, практикующие выборы высшей власти, являются демократическими).
У нас перед выборами принято раздавать бюджетные деньги обездоленным и нуждающимся: пенсионерам, бюджетникам, студентам, детям. А также устраивать от имени власти всяческие социальные, благотворительные и праздничные акции, используя негосударственные деньги, поступающие в добровольно-принудительном порядке от коммерческих структур.
К чему такие раздачи приводят? Незаработанные деньги дешевеют: потребители больше тратят - и цены растут. Уровень инвестиций в производственную сферу тоже снижается. А чтобы денежная единица не сразу стала ощутимо легче, тратятся всяческие явные и тайные резервы государства. При этом все делают вид, что ничего подобного не происходит. Процесс этот остановить невозможно, особенно в почти безгласной стране: монетарное шоу должно продолжаться. Правда, если чуда не случится, то рано или поздно происходит обвал.
Есть конкретная дата, до которой обвал, с точки зрения нынешней власти, произойти ни в коем случае не должен - 2 марта 2008 года, а при необходимости проведения второго тура президентских выборов - 16 марта. То есть примерно до мартовских ид. До них полагаться на чудо не стоит. Если не контролировать эти вещи, то о политике как «игре», вероятнее всего, в какой-то момент придется попросту забыть. Тогда вместо спецоперации «преемник» начнется неуправляемая реакция под девизом «спасайся, кто может!»
А ведь помимо необходимости проводить растратную экономическую политику существует и другой не менее опасный внешний фактор: нынешняя финансовая нестабильность в мире, начни она нарастать, может и без всяких электоральных раздач накрыть нашу страну (чуткие к таким вещам экономисты, отслеживающие правительственные практики, 17 сентября проводят на эту тему пресс-конференцию в Высшей школе экономики.)
На фоне постоянных в последние месяцы заверений финансистов, что банковской системе в России кризис не угрожает (совсем как накануне дефолта 1998 года), картина получается почти зловещая.
В общем, рисуемое Росстатом благополучие нашей финансовой системы и экономики в целом может оказаться сильно преувеличенным и не пройти испытания сразу и выборами, и финансовой нестабильностью в мире, и коррупционными финансовыми сделками, и сомнительными стратегиями некоторых банков и страховых компаний.
Старое правительство и президент страну к этому привели. Новое правительство и все тот же президент должны с этим во чтобы то ни стало справиться. Для этого нужна новая финансовая политика, пусть временная, но надежная. Ее параметры довольно просты и ясны. Ужесточить контроль со стороны государства над деятельностью коммерческих банков. Найти новые способы «доить» частный бизнес и извлекать в доход государства прибыль от деятельности государственных сегментов «нефтянки» и иже с ней. Сократить коррупционную составляющую финансового оборота. Перераспределить потоки госрасходов в направлении избирателей без наступления немедленных - закономерных и тяжелых - последствий для экономики.
Новая финансовая политика требует и новых структур, способных ее осуществить. По крайней мере, первые три задачи - это то, чем прямо занималось ведомство Виктора Зубкова все последние годы. Министерство финансов и Центробанк при всей их великости и продвинутости для такой игры велики и продвинуты все-таки недостаточно. Иванов ли, Медведев ли - при таком раскладе фигуры просто карикатурные. А объединение всех усилий на финансовом фронте под эгидой финансовой разведки - это в самый раз. Росфинмониторинг просто на какое-то время вберет в себя и правительство, и Центробанк, став суперфинансовым спецведомством. Чтобы осуществить спецзадуманное. Спецвыстоять. Спасти страну. По крайней мере, до мартовских ид.