будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Ноябрь 11, 2025
Страна
Рыженков Сергей

Суперфинансовое спецведомство

Все версии, выдвигаемые в связи с назначением Зубкова, узкополитические. Спровоцировал это Фрадков, который вдруг, кажется, впервые в жизни произнес некое подобие политической речи, мотивируя именно политическими причинами свою отставку. Отвод глаз прошел на ура. И ладно, наши «политологи» забывают, что в русском языке слова «политика» имеет несколько значений, но и западные туда же, хотя прекрасно известно, что есть politics - политическая борьба, «игра» (несколько упрощая), policy – политический курс, проводящийся в реальном социальном мире и polity – общий политический институциональный порядок.

В политике как «игре» все карты на руках у нынешнего руководства страны. О каких козырях накануне выборов еще мечтать? Если что еще и можно добрать с помощью кабинетно-кадровых перестановок, то это только нечто вроде общеукрепляющего эффекта. Тогда действительно в роли премьера хорош был бы Иванов.

С институциональным порядком имеют дело политические теоретики и философы - с отдельно взятыми отставками и назначениями связать его крайне затруднительно.

А вот что касается проведения политических курсов - это как раз очень часто и очень тесно связано с тем, кто уходит и кто приходит «на хозяйство» в той или иной стране в сложные моменты.

Что происходит накануне выборов где угодно в мире? Находящаяся у власти политическая сила, используя свой контроль над государством (в демократических странах - временный), пытается задобрить избирателей. Конкретные способы зависят от текущей конъюнктуры в той или иной страны (нельзя забывать, что не все страны, практикующие выборы высшей власти, являются демократическими).

У нас перед выборами принято раздавать бюджетные деньги обездоленным и нуждающимся: пенсионерам, бюджетникам, студентам, детям. А также устраивать от имени власти всяческие социальные, благотворительные и праздничные акции, используя негосударственные деньги, поступающие в добровольно-принудительном порядке от коммерческих структур.

К чему такие раздачи приводят? Незаработанные деньги дешевеют: потребители больше тратят - и цены растут. Уровень инвестиций в производственную сферу тоже снижается. А чтобы денежная единица не сразу стала ощутимо легче, тратятся всяческие явные и тайные резервы государства. При этом все делают вид, что ничего подобного не происходит. Процесс этот остановить невозможно, особенно в почти безгласной стране: монетарное шоу должно продолжаться. Правда, если чуда не случится, то рано или поздно происходит обвал.

Есть конкретная дата, до которой обвал, с точки зрения нынешней власти, произойти ни в коем случае не должен - 2 марта 2008 года, а при необходимости проведения второго тура президентских выборов - 16 марта. То есть примерно до мартовских ид. До них полагаться на чудо не стоит. Если не контролировать эти вещи, то о политике как «игре», вероятнее всего, в какой-то момент придется попросту забыть. Тогда вместо спецоперации «преемник» начнется неуправляемая реакция под девизом «спасайся, кто может!»

А ведь помимо необходимости проводить растратную экономическую политику существует и другой не менее опасный внешний фактор: нынешняя финансовая нестабильность в мире, начни она нарастать, может и без всяких электоральных раздач накрыть нашу страну (чуткие к таким вещам экономисты, отслеживающие правительственные практики, 17 сентября проводят на эту тему пресс-конференцию в Высшей школе экономики.)

На фоне постоянных в последние месяцы заверений финансистов, что банковской системе в России кризис не угрожает (совсем как накануне дефолта 1998 года), картина получается почти зловещая.

В общем, рисуемое Росстатом благополучие нашей финансовой системы и экономики в целом может оказаться сильно преувеличенным и не пройти испытания сразу и выборами, и финансовой нестабильностью в мире, и коррупционными финансовыми сделками, и сомнительными стратегиями некоторых банков и страховых компаний.

Старое правительство и президент страну к этому привели. Новое правительство и все тот же президент должны с этим во чтобы то ни стало справиться. Для этого нужна новая финансовая политика, пусть временная, но надежная. Ее параметры довольно просты и ясны. Ужесточить контроль со стороны государства над деятельностью коммерческих банков. Найти новые способы «доить» частный бизнес и извлекать в доход государства прибыль от деятельности государственных сегментов «нефтянки» и иже с ней. Сократить коррупционную составляющую финансового оборота. Перераспределить потоки госрасходов в направлении избирателей без наступления немедленных - закономерных и тяжелых - последствий для экономики.

Новая финансовая политика требует и новых структур, способных ее осуществить. По крайней мере, первые три задачи - это то, чем прямо занималось ведомство Виктора Зубкова все последние годы. Министерство финансов и Центробанк при всей их великости и продвинутости для такой игры велики и продвинуты все-таки недостаточно. Иванов ли, Медведев ли - при таком раскладе фигуры просто карикатурные. А объединение всех усилий на финансовом фронте под эгидой финансовой разведки - это в самый раз. Росфинмониторинг просто на какое-то время вберет в себя и правительство, и Центробанк, став суперфинансовым спецведомством. Чтобы осуществить спецзадуманное. Спецвыстоять. Спасти страну. По крайней мере, до мартовских ид.

Обсудить статью
Рыженков Сергей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).