будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна
Крюков Валерий

Сырьевая игла как потенциальный стимулятор инновационного развития

Сырьевая игла как потенциальный стимулятор инновационного развития
98_Kryukov

Истекшие три-четыре года – периода высоких цен на нефть и стремительного роста доходов российского бюджета - активизировали дискуссию по поводу того, насколько оправдана, целесообразна и современна сырьевая ориентация экономики нашей страны. Может ли Россия занять достойное место в мировом разделении труда, оставаясь страной преимущественно экспортирующей необработанное сырье или, в лучшем случае, полупродукты, получаемые на основе первичной переработки этого сырья?

Самый очевидный ответ – нет, не может.

Необходимо, основываясь на финансовых ресурсах, получаемых от экспорта сырья (или продуктов его первичной переработки), осуществить структурную реформу экономики – обеспечить развитие рынка современных наукоемких и высокотехнологичных товаров и услуг. В результате целенаправленной политики в данном направлении по истечении определенного времени может быть сформирована современная структура экономики. Такая политика и такой подход в целом не вызывают возражений – да, минерально-сырьевые ресурсы должны служить основой диверсификации экономики и преодоления «ресурсного проклятия».

Однако при этом (как уже не раз бывало в истории России, в том числе и самой современной) возникает ряд вопросов тактического характера, выбор ответа на которые, как выясняется при ближайшем рассмотрении, играет едва ли не определяющую роль в успехе или неуспехе начинаний.

 Как и каким образом осуществлять преобразование финансовых ресурсов, получаемых от экспорта сырья, в воспроизводимые ресурсы – знания, технологии, производство новых товаров и услуг?

Один путь – направить часть «сырьевых» доходов государства на финансирование новых проектов, развитие научных исследований и образования.

Другой путь – создать бизнесу условия и стимулы для самостоятельного инвестирования в отмеченные выше направления.

Третий путь – ничего не делать и дать возможность рынку и рыночной среде реализовать заложенные в каждом человеке энергию созидания и стремление к достижению более высоких результатов.

Как представляется автору, ни один из названных путей в современном обществе не может быть реализован в чистом виде.

Государство – априори плохой хозяин, и значительная часть ресурсов будет растрачена впустую (просто разворована). Бизнес по природе своей склонен к получению максимальных доходов за минимальное время (и с этой точки зрения «омертвление» средств в научно-образовательных проектах будет скорее исключением, чем правилом). Рынок и рыночная среда могут выправить ситуацию, но ценой очень больших социальных издержек и кризисов (что может привести к социально-политическим катаклизмам).

Где же выход?

Ответ не менее банален, чем изначально заданный вопрос:

а) в разумном сочетании всех отмеченных выше путей (однако далее возникает вопрос о степени разумности: каковы пропорции и соотношения между всеми отмеченными выше направлениями, и где граница между ними?);

б) в отказе от противопоставления сырьевого и инновационно-ориентированного путей развития экономики России.

Современный сырьевой сектор в развитых странах значительно отличается от того примитивного представления, с которым обычно ассоциируется добыча полезных ископаемых (видимо, навеянного впечатлениями из школьных учебников истории – с изображениями темных шахт, бездонных карьеров, лунных ландшафтов в районах горных выработок).

Современный сырьевой сектор является одним из крупнейших потребителей и генераторов спроса на высокие технологии и научно-технические решения. Во многом это обусловлено тем, что за последние десятилетия существенно ухудшились условия поисков, разведки и добычи большинства минерально-сырьевых ресурсов. При этом целенаправленная государственная политика технического регулирования не позволяет частным компаниям просто «прыгать по верхам» месторождений, снимая «сливки» и бросая труднодобываемые запасы.

 Морские буровые платформы - не менее (если не более) сложные в техническом отношении объекты, чем, например, атомные подводные лодки; комплексы по разработке и получению нефти из битуминозных песков сродни современным нефтехимическим комплексам. Не менее наукоемки комплексы по транспортировке сырья.

Однако почему же в России пока не приходится говорить о такой роли и таком месте сырьевого комплекса? Среди причин – продолжающийся «сон разума» - бездействие государства и государственных институтов в формировании современных, обоснованных интересами всего общества требований к компаниям-недропользователям. Государство является собственником (по Конституции) всех полезных ископаемых и в этой связи может и должно определять требования и условия их рационального освоения и разработки. Именно нефтегазовый сектор Норвегии послужил, например, «катализатором» формирования в стране современной наукоемкой и инновационно-ориентированной экономики в последние 20-30 лет. Такая же ситуация наблюдается и в Канаде, США, Австралии, Великобритании.

Россия же во все большей степени «склоняется» к модели Венесуэлы, Мексики, Нигерии и других стран, не очень успешных в трансформации своих природных активов в активы устойчивого современного и инновационно-ориентированного роста экономики и общества.

Скорее всего, схема перехода России к осознанию необходимости использования сырьевого сектора в качестве одного из двигателей формирования современной экономики будет до боли знакомой. Нас заставит пошевелиться только грядущая неблагоприятная ценовая конъюнктура, резкое возрастание роли и значения «плохих и тяжелых» месторождений (конец эпохи Самотлоров и Уренгоев уже не за горами), низкая эффективность доморощенных транснациональных «гигантов» (по размеру активов, но не по их роли в мировом экономическом сообществе), резкое уменьшение поступления доходов рентного характера. В этом случае выход будет один – принятие целого ряда срочных и болезненных мер и шагов: разделение компаний-супергигантов, формирование гибкой модели государственного технического регулирования, усиление внимания к правам собственности на созданные бизнесом активы, повышенное внимание к формированию реальной конкурентной среды в минерально-сырьевом секторе. При этом вопрос цены и издержек общества и бизнеса при столь резком изменении ситуации остается открытым.

Проводимая в настоящее время политика усиления прямого государственного присутствия в минерально-сырьевом секторе явно исходит из убеждения в том, что огромная рента дана на веки вечные. Увы, ее век недолог. Наличие доходов рентного характера – скорее, наоборот, повод не для самоуспокоения и любования достигнутыми успехами, а для создания эффективных механизмов государственного регулирования, для перегруппировки сил, ресурсов и активов с целью перехода в новое качество и экономики в целом, и важнейшей ее составляющей – минерально-сырьевого сектора.

См. также:

  • Арутюнов. Газ после газа: перспективы развития нефтегазохимии в России
  • Фадеев. Экономическая доктрина России, или Почему нам придется вернуть глобальное лидерство
  • Делягин. Как не сломать нефтегазовый хребет
  • Лейбин. Пересмотр итогов недропользования. Политика, которой не будет
  • Каен. Венесуэла: модель в миниатюре
  • Гриценко. Нефтяной шок

Автор - доктор экономических наук, зав. сектором Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Новосибирск

Крюков Валерий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).