будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
лексика
Май 13, 2025
Страна
Муравьев Алексей

Табу на блудословие

Табу на блудословие
stepanenko-1
Томский миссионер Максим Степаненко. Источник: Фото: k-istine.ru

Табу

Когда мы начинаем играть с табу, пытаясь сделать сильное суждение про этику, мы очень рискуем. Табуирование – штука долгая и она выводит некий ряд слов из общего регистра не просто так. Можно ли отыгрывать табуирование назад в бытовой и публичной речи? Этот вопрос при всей его простоте разверзает бездны и повергает в трепет. Да, понятно, что теперь матерным языком пользуются многие образованные и культурные люди, и в их душах и в их языке этого табу уже «как бы» нет. И это главное заблуждение.

Табу на слова никуда не девается, просто возникает модель поведения, особый культурный тип, построенный на нарушении, сломе табу. В пространстве потери смысла не работает и табуирование. Но стоит этому типу «свободного от табу» языкового провокатора оказаться в ситуации, где табу нарушает кто-то желающий вернуть смыслы (какие-то), как оказывается, что табу никто не отменял. Какой трепет и негодование охватывает прогрессивного культурного употребителя матерной лексики, когда оказывается, что за матерными словами скрывается архаическое содержание, пугающее их куда больше каких-то табу.

Эта история в точности произошла недавно, когда томский миссионер предложил, как бы это сказать поэлегантней, вернуться к старинному использованию одного бранного слова, вытащив за эту «отмену табу» канувшее в лету устройство общественной нравственности. Согласно им же самим объясненной идее, он хотел привлечь внимание к традиционным ценностям. Оценивая поведение современного человека с этой точки зрения, он практически «вынул» его из нашего контекста и поставил в контекст архаический, объявив последний абсолютным и безальтернативным.

Для усиления эффекта шока он взял всем известное вполне ругательное слово «б….» и предложил использовать его для обозначения матерей, рожающих детей вне брачного союза. Речь идет не о «матерях-одиночках», как поспешили объявить некоторые СМИ, а о ситуации желания иметь детей, но нежелания вступить в брак. Таких женщин миссионер счел уместным (или логичным) назвать известным словом. Тут сразу возникает два вопроса относительно корректности этого утверждения: есть ли это слово – «непечатный мат» и как относится традиционная русская православная культура к женщинам, не вступающим в брак, но рожающим при этом детей от кого-то на стороне.

Блядословие: от этимологии к семантике

Интересно, что вызвавшее массовый протест блогеров слово на букву б, как известно, лишь пару сотен лет назад стало восприниматься как матерное. Оно происходит от славянского блѫдъ — заблуждение, ошибка, грех (первоначально было чередование юсов ѫ/ѧ, звуков –en/-an), дублет получился в слове «блуд», т. е. половая распущенность. Сравнивать его надо с др.-русск. блясти < блѧсти — «заблуждаться, ошибаться»; ст.-слав, «блѧдити», блядословить — «лгать, обманывать, клеветать». Праславянский корень blѫd-/blѧd- «уклоняться, путаться» < прото-индоевр. *bhlond-/*bhlend- «неясно мерцать» связан со словами в германских языках: англ. blend «перемешивать» и. blond «светловолосый, блондин». В польском языке этот корень дал błąd — «ошибка».

 

До времен Анны Иоанновны это слово широко употреблялось в простой мове в исконном значении «заблуждение», иногда получая окольным путем тот смысл, который вкладывают в него сейчас, но постепенно обнаружилась тенденция к табуированию этого прежде вполне литературного слова. Запретив употребление этого слова, власть спровоцировала дрейф значения в сторону обсценности. Конечно, кроме того, был еще процесс общего сдвига матерной лексики в сторону ее употребления как лубрикатора (смазки) речи, поэтому сейчас слово б… (иногда записывается с глухим –ть на конце) выступает в роли междометия.

Но суть в том, что в 18 в. старинные значения «заблуждения, ошибки» отмерли, осталось лишь одно – «женщина облегченного сексуального поведения». И вот здесь есть зазор, непонятный современному человеку: он некритично воспринимает это слово как «неприличный» эквивалент слова «проститутка» или продажная женщина.

В действительности этот смысл у слова б… вовсе отсутствовал, ибо проститутки в смысле древне-римском (откуда слово prostitutа, т. е. «стоящая у стены») появились в русских городах очень поздно, а до того, в традиционном аграрном обществе, такой сервисной профессии не было вовсе. Половые связи были, но профессиональных проституток не было. Были разные пограничные социальные явления, гулящие вдовы и т. д., но не профессиональные «жрицы любви». Поэтому слово б… в русском деревенском обществе обозначало особый тип полового поведения, при котором нормы были сдвинуты в сторону свободного, несвязанного обязательствами способа жизни. Иначе говоря, слово б… в традиционном обществе означало женщину, имеющую много партнеров и не вступающую в брак. Парадоксальным образом именно такое поведение стало почти нормативным в современном обществе.

Блудные жонки и бл…дины дети

Но для традиционного общество оно совсем не в границах нормы и есть вызов этическим устоям патриархального общества, построенного на примате семьи. Тут надо еще понимать, что в архаическом культурном контексте женщина, родившая дитя вне брака, становилась фактически изгоем, а ее ребенок – социально неполноценным «ублюдком». Православная вера основывается, как известно, на нравственной рамке именно такого архаического общества с одной важной поправкой: там, где архаическая рамка жестко проводит границу между приличным и неприличным, между чистым и нечистым, Евангелие вводит дополнительный критерий – т. н. критерий сердца. Он состоит в отказе от осуждения (в Нагорной проповеди Христос прямо говорит: «Не судите (μὴ κρίνετε), да не судими будете».

 

Глагол κρίνω, употребленный в греческом, имеет значение «поводить различие», «различать», а уже затем – судить. Иначе говоря, христианство снимает архаическую рамку в этическом суждении другого и спрашивает: «Кто ты еси, судяй чуждему рабу – своему Господеви стоит и падает». Поэтому Христос отказывается осуждать жену, «ятую в прелюбоденяии», т. е. схваченную в момент измены мужу. В архаическом еврейском обществе ей грозила смерть через побиение камнями. Иначе говоря, православная вера куда деликатнее относится к этическим девиациям, чем иудаизм или другая вера архаического типа.

Что же произошло с женским поведением при распаде социальной архаики? Освободившись от экономической зависимости, женщина эпохи постмодерна выпала в целом из рамок семьи, а  затем изменилось и прокреативное поведение. Из необходимого оно стало опциональным, а среди мотиваторов партнерства остались социальные связи и секс – базовые инстинкты человека, присущие ему на уровне популяции, а не индивида.

И вот, освобожденная женщина перестает рассматривать брак как обязательный социальный формат, а следом а этим дети становятся либо развлечением, либо статусным моментом. Это в предельной форме; в действительности перед наблюдателем существует веер переходных форм, который определяется заложенной в социальную матрицу архаической программой. Но если попытаться определить отношение человека, который к этому вееру пытается подходить с жестким критерием архаического семейного уклада, то вывод будет только один – современное женское социальное поведение варьирует от архаического семейного благонравия до полного промискуитета, говоря грубо – того самого б…ства. Разница только в возможности осуждения этого – оно отсутствует в православной христианской нравственной системе. Вместо него должно присутствовать сострадание.

Миссионер, высказавшийся по поводу «блудниц и бл..диных детей», просто сделал это не в православной, а в ветхо-заветной или любой другой традиционалистской логике. Его суждение противоречит православному христианству в части осуждения свободного женского поведения по архаической логике и некорректно (переигрывает табу назад). Поэтому на него ополчились все – и либералы, и феминистки, и даже постмодернистские матерщинники. А в отношении детей позиция и вовсе невозможная – никакого сраму дети за поведение родителей сейчас не имут. Так что, лучше бы он просто обругал современные нравы с трибуны, употребив матерные слова в их привычном ругательно-междометном смысле.

В 17 в. протопоп Аввакум не раз называл патриарха Никона «бл…диным сыном» и был в своем праве возмущенного русского православного человека – это было ругательство даже не матерное по тем временам. А браться за смыслы – ответственное дело, требующее других и более сложных компетенций.

Муравьев Алексей
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).