будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июнь 19, 2025
Страна

«Таких людей больше не делают»

10 июля Сергею Александровичу Филатову, одному из создателей Конституции России, экс-главе администрации президента России Бориса Ельцина и организатору Форумов молодых писателей, исполнилось 80 лет. Политологи, коллеги и знакомые Филатова рассказали, чем запомнилось общение с ним. 

 
  Политолог Марк Урнов

По словам Марка Урнова, политолога, научного руководителя Департамента политической науки факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в 1996-1996 годах руководившего Аналитическим управлением Администрации президента Российской Федерации, Сергей Алексанлровчи Филатов умел таким образом организовать работу Администрации президента, чтобы были возможны свободные дискуссии и выработка более объективной позиции по разным вопросам.

«Сергей Александрович, конечно, очень запомнился по совместной работе в Администрации президента. Это был трудный период: мы вместе работали, когда начиналась Первая чеченская война (1994-1996 годы – прим. ред.) со всеми вытекающими отсюда последствиями, сложностями и прочим; когда экономика шаталась, популярность премьера была очень низкой, а коммунисты разыгрывали потенциальный реванш.

Времена были тяжелые и нестабильные – а, вместе с тем, сейчас вспоминаю эту работу с большим удовольствием. Потому что это была работа открытая, честная, дискуссионная и спокойная – спокойная в том смысле, что люди просто делали свое дело и не боялись.

Человеческий климат в администрации президента в огромной степени был связан с ее руководителем, то есть именно с Сергеем Александровичем Филатовым. Была собрана хорошая команда, человечная, открытая, и он ее опекал и держал под своим контролем. Такое редко бывает – когда в очень сложной, тяжелой для страны ситуации огромный коллектив работает слаженно, дружно, без склок, без подвохов, стараясь друг другу помогать. И, конечно, таким климатом администрация в гигантской степени обязана Филатову. За это ему огромное спасибо. 

 
Вид на Кремль / pixabay.com

Администрация тогда была открытой: контакты служащих разных уровней с прессой, со средствами массовой информации были вполне свободными, и никто ничего не опасался. Кроме того, тогда была создана структура, с моей точки зрения, очень важная – Экспертный совет при президенте. В этот орган, используемый при обсуждении сложных проблем, включались и мы, чиновники, и люди, никоим образом с администрацией президента не связанные, причем настроенные к ней не только дружески, но и критически.

Это было очень важно и умно, потому что сколь бы ни были информированы чиновники, все-таки представления о том, что происходит, о них смещаются – а свежий взгляд людей со стороны, которые абсолютно открыто выражали свои позиции, говорили, что именно они считают верным и неверным, правильным и неправильным, давал возможность и чиновникам скорректировать позицию.  Поэтому вырабатываемые решения были в значительной степени гарантированы от таких вот внутричиновных смещений. Это был очень важный опыт.

Когда Филатов ушел, Совет прекратил работу, и это, конечно, было плохо. С уходом Филатова также исчезло еще кое-то очень важное: при нем существовал отдельно Аналитический центр (а потом – аналитическое управление) и управление, которое занималось взаимодействием со средствами массовой информации, такое своего рода пиар-управление. Эти функции были четко разведены, каждый занимался своим делом: аналитики – выискиванием и анализом слабых мест и ошибок в политике, а пиарщики – представлением на публике сильных сторон политики. Когда Филатов ушел, эти функции были объединены.

Вообще-то, тогда объективная, критически настроенная аналитика – уж не знаю, как сейчас, но тогда, когда эти функции только были слиты воедино, – объективно говоря, умерла. Не могу сказать, как теперь обстоят дела: тогда мы, конечно, были на порядок более открыты для дискуссий, для возражений, для учета самых разных мнений.

Были очень развиты контакты администрации с независимыми аналитическими центрами, причем контакты эти тоже осуществлялись в открытом режиме. Проходило много совещаний пусть не прямо под «юпитерами» средств массовой информации, но, по крайней мере, с дискуссиями очень свободными. Это позволяло вырабатывать достаточно сбалансированные, объективные точки зрения и позиции при принятии решений. И все это – да, действительно, в огромной степени было заслугой Филатова», – сказал Марк Урнов.

 
Политолог Алексей Макаркин

Сергей Александрович Филатов был ярким представителем демократов во власти – и, что поразительно, сумел найти себя в полной мере и после ухода из большой политики, отметил Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий, главный редактор «Политком.ру».

«Филатов – это демократ во власти, который в середине 1990-х годов возглавлял Администрацию президента. Тогда во власть пришло очень много людей, которые хотели изменить ситуацию в стране. Филатов – из этого поколения, он был из народных депутатов России, и в качестве главы Администрации президента он покровительствовал демократическому движению.

Но это стало и причиной его ухода: когда демократы стали слабеть, когда их популярность резко упала, потребовались другие люди – для того, чтобы решать уже другие проблемы, не проблемы демократичного развития, а проблемы спасения режима в 1996 году, перед угрозой прихода [к власти лидера КПРФ Геннадия] Зюганова. Потребовались совсем другие подходы, совсем другие технологии, и Филатов вынужден был уйти.

Таким образом, завершение его карьеры как политика совпало с завершением подъема популярности демократического движения – оно оказалось очень тесно с ним связано. Ну, и дальше уже, уйдя из политической сферы, он перешел в сферу общественную. И, как человек, который и до этого работал с интеллигенцией и которого многие представители демократической интеллигенции уважают, стал общественным деятелем в окологуманитарной сфере.

Наверное, он продолжил то, что ему было интересно как политику – это общение, работа, попытка какой-то консолидации именно демократической интеллигенции, деятелей культуры, которые придерживаются либеральных взглядов. Думаю, здесь он нашел себя, и это оказалось даже в большей степени его сферой, чем нынешняя российская политика, которая очень серьезно отличается от правил игры, скажем, конца 1980-х – начала 1990-х годов.

Это не очень частый случай – когда человек, уйдя из большой политики, нашел себя в общественной сфере. Вот эти общественные организации, дискуссии, известные представители интеллигенции, которые в них участвуют – наверное, как раз и есть та сфера, которая для него оптимальна.

Уход его с высокого государственного поста как раз вполне объясним уходом поколения политиков, пришедших во власть в конце 1980-х. Их стали сменять другие люди, и среди тех, кто их сменял, конечно же, были и те, кто поднялся на волне конца 1980-х. Но они стали менять свою риторику. Для того, чтобы сохраниться в большой политике, надо было тогда изменить риторику, надо было стать государственником, державником, патриотом.

 
Президиум: (слева направо) Сергей Филатов, Егор Гайдар, Руслан Хазбулатов, Борис Ельцин и Юрий Яров на съезде Верховного совета народных депутатов в Кремле. Валерий Киселев/Коммерсантъю

Потом уже, в 2000-е годы, стало важно как-нибудь публично вербально дистанцироваться от президентства Бориса Ельцина – но при этом, конечно, сохранив все те ресурсы, которые были получены в этот период. Политики типа Филатова выбрали другой путь – они не могли на это пойти, не могли, по сути, отречься от всего, что они говорили в течение конца 1980-х и первой половины 1990-х годов. Они и не стали от этого отрекаться – предпочли уйти в общественную сферу», – объяснил Алексей Макаркин.

 
Дмитрий Ицкович

По словам председателя редакционного совета «Полит.ру» Дмитрия Ицковича, в общественной деятельности, которой занимается Сергей Филатов, отчетливо ощутимо обаяние его личности.

«Таких людей больше не делают. Мы начали с ним взаимодействовать и работать по ряду интернет-проектов с его Фондом [социально-экономических и интеллектуальных программ]; на Кубе вместе работали, и сейчас делаем вместе несколько проектов, связанных с поддержкой национальных литератур, с их переводом на русский язык.

Но я бы вот что хотел сказать. Работа работой, но Сергей Александрович – такой человек, которого нельзя не полюбить. И эта его очень мягкая, очень чистая харизма, которая притягивает к нему людей, она стоит не на какой-то там яркости или силе, а на искренности и подлинной заинтересованности.

В прошлом году Сергей Александрович подарил мне изданную им книгу его отца, который был рабочим поэтом. Я посмотрел эти стихи – и увидел в там тот же источник какой-то творческой, настоящей заинтересованности в людях, непосредственности – иногда даже, может быть, во вред себе.

Вообще можно много сказать о его родителях – они производят впечатление. И сам он, в общем ряду вельмож, выделяется этой своей непосредственной чистотой, искренностью, честностью, преданностью любому делу, за которое берется.

Он, естественно, не за вообще любое дело берется, но если уж берется за что-то, то очень этому предан и очень тщателен. То, как он возглавляет движение по поддержке молодых литераторов, эти так называемые «липкинские» семинары, действительно производят впечатление такой семейной, в самом высоком смысле этого слова, доброты, тщательности, радения», – сказал  Дмитрий Ицкович.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).