Федеральная антимонопольная служба начала проверку работы крупнейших он-лайн сервисов по вызовоу такси: Uber, GetTaxi и Яндекс.Такси. Об этом журналистам, как передает ТАСС, сообщил заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Алексей Горлинский.
«В данное время наша служба проводит расследование по большому количеству запросов в отношении Uber, GetTaxi и Яндекс.Такси на предмет наличия в действиях данных компаний возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства. На данном этапе мы направили запросы с просьбой разъяснить механизмы компенсаций, которые выплачиваются водителям, схему взаимодействия с таксопарками», — сказал он. Процесс, как уточнил Горлинский, находится сейчас «в стадии рассмотрения».
Агрегаторы такси появились в начале 2010-х годов. Для потребителя основная «фишка» новых компаний в том, что они позволяют вызвать такси не через диспетчера, а используя приложение на смартфоне. При этом, например, Яндекс.Такси или GetTaxi с таксистами напрямую не связываются — они заключают договор с таксопарками, таким образом, расширяя их клиентуру, а взамен беря процент с каждого заказа. Uber, напротив, заключает договор с таксистами. Российский офис заявляет, что имеет отношения только с теми, кто получил государственную лицензию на перевозки, хотя многие обвиняют компанию в том, что она нанимает «нелегалов», то есть нарушает закон.
Как бы то ни было, деятельность агрегаторов приводит к слому традиционной бизнес-модели, хотя в России она и не устоялась окончательно. Например в Москве в последние годы легальные такси стали перевозить, по некоторым оценкам, вдесятеро больше пассажиров. Иными словами, еще недавно легальные такси занимали лишь небольшой сегмент рынка.
В России борьба «традиционных» такси с агрегаторами пока не зашла так далеко, как в Европе и Америке. Причина, скорее всего, как раз в том, что в России рынок легального массового такси стал оформляться незадолго до того, как собственно появились и стали популярны агрегаторы.
И сейчас во многих городах нормой является работа «бомбил» — автомобилистов, которые занимаются извозом без лицензии, они подбирают пассажиров на улицах и обочинах дорог, а также дежурят в людных местах. Своеобразным символом нелегальных перевозок стали смурные мужчины, которые встречают прибывающих в аэропорты и на вокзалы страны пассажиров словами «такси, такси недорого, такси». Цены у них, естественно, намного выше, чем у легальных извозчиков.
Получается, что и частным таксистам, и традиционным таксопаркам выгодней сотрудничать, а не сражаться с новыми компаниями — в России привычки доверять легальным такси и пользоваться интернет-сервисами появились практически одновременно.
Хотя есть, конечно, и недовольные. Агрегаторы устанавливают для своих партнеров предельные тарифы исходя из своих представлений о балансе спроса и предложения на рынке, а также ориентируясь на затраты таскопарков. Благодаря такому порядку, конечно, удается привлечь клиентов — так, в Москве, зачастую, дешевле пользоваться несколько раз в неделю такси, чем покупать собственный автомобиль. Благодаря этому не только имеется стабильный поток клиентов у таксопарков, но и не ухудшается ситуация с заторами на дорогах.
Но таксопарки упирают на то, что агрегаторы получают деньги, но не несут никакой ответственности — в случае жалоб на работу водителя, например, Яндекс.Такси в большинстве случаев просто переадресовывает их таксопаркам, не сильно вникая в суть дела.
Вполне вероятно, что если заставить агрегаторов «делиться», то их доходы, на которые поддерживаются работоспособность и развитие приложений, сократятся, в результате чего клиенты начнут отказываться от такси в пользу общественного транспорта, частного автомобиля или вовсе сокращая собственную мобильность в рамках города. Но таксопарки такая длительная перспектива мало волнует, им важнее рост доходов уже сейчас.
В феврале 2015 года была даже объявлена «тихая забастовка» таксистов — водители обещали в течение трех дней не принимать заказы от агрегаторов. Сколько водителей действительно принимали участие в забастовке неизвестно, но она прошла совершенно незаметно.
В июле активизировались общественные организации. 2 июля таксисты Санкт-Петербурга обратились к губернатору города Георгию Полтавченко с просьбой запретить сервисы «Яндекс.Такси», Uber и GetTaxi. По мнению объединенных в некоммерческое партнерство «Петербургское такси» извозчиков, ситуация на рынке перевозок в Северной столице приближается к критической. Устанавливаемые операторами минимальные тарифы близки к стоимости проезда на общественном транспорте, при этом комиссия за услуги сервисов может достигать 30%. «Бездействие властей приведет к неминуемому банкротству таксомоторных компаний и исчезновению легального петербургского такси как отдельного вида транспорта по экономическим причинам», — говорится в заявлении организации.
24 июля к критикам агрегаторов такси присоединилась Федерация автовладельцев России. ФАР составила обращение в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность Uber, Gettaxi и Яндекс.Такси.
В жалобе говорится, что перечисленные компании проявляют открытое пренебрежение к организационным и техническим основам, а также традициям безопасности легковых перевозок пассажиров, при этом устанавливая демпинговые тарифы, так что добросовестные перевозчики вытесняются с рынка.
По мнению ФАР, комиссия таксистам, которую иногда выплачивают агрегаторы, является формой коммерческого подкупа, а значит должна преследоваться по уголовной статье.
Критики агрегаторов нашлись также и в Общественной палате. Там прошел круглый стол, участники которого решили, что деятельность агрегаторов необходимо срочно отрегулировать и поставить на контроль, а в случае невозможности — запретить.
Надо сказать, что некоторые агрегаторы прислушиваются к критике. Так, Яндекс.Такси недавно устроил проверку водителей на знание Москвы, умение общаться с клиентами и выходить из сложных ситуаций, также Яндекс регулярно проверяет внешний вид автомобилей. О сотрудничестве с нелегальными таксистами вообще, по мнению Яндекса, речи быть не может — компания сотрудничает с легальными таксопарками, которые могут нанимать только водителей с лицензией.
В конце концов за дело взялись государственные органы, пока что в лице ФАС, хотя еще недавно никаких претензий к агрегаторам они не имели.
Яндекс решил выступить превентивно. По мнению компании существующие правовые нормы вполне удовлетворяют требованиям рынка. Если же необходимо будет внести поправки в действующее законодательство, то юристы Яндекс.Такси предложили разграничить ответственность «диспетчерской компании», которая должна просто передавать заказ обладающим соответствующей лицензией компаниям или водителям, и таксопарков, которые должны следить за состоянием автомобилей.
Спор о законодательном регулировании деятельности агрегаторов такси, судя по всему, только начинается — но, как известно, отечественные депутаты отличаются скоростью принятия решений, так что рынок под влиянием государства может измениться до неузнаваемости практически в любую секунду.