будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ФАС такси
Май 12, 2025
Страна
Карпюк Илья

Таксопарки против агрегаторов. ФАС присматривается

Таксопарки против агрегаторов. ФАС присматривается
2015-08-06_213238
Международный евразийский форум ТАКСИ

Федеральная антимонопольная служба начала проверку работы крупнейших он-лайн сервисов по вызовоу такси: Uber, GetTaxi и Яндекс.Такси. Об этом журналистам, как передает ТАСС, сообщил заместитель начальника управления контроля транспорта и связи ФАС Алексей Горлинский.

«В данное время наша служба проводит расследование по большому количеству запросов в отношении Uber, GetTaxi и Яндекс.Такси на предмет наличия в действиях данных компаний возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства. На данном этапе мы направили запросы с просьбой разъяснить механизмы компенсаций, которые выплачиваются водителям, схему взаимодействия с таксопарками», — сказал он. Процесс, как уточнил Горлинский, находится сейчас «в стадии рассмотрения».

Агрегаторы такси появились в начале 2010-х годов. Для потребителя основная «фишка» новых компаний в том, что они позволяют вызвать такси не через диспетчера, а используя приложение на смартфоне. При этом, например, Яндекс.Такси или GetTaxi с таксистами напрямую не связываются — они заключают договор с таксопарками, таким образом, расширяя их клиентуру, а взамен беря процент с каждого заказа. Uber, напротив, заключает договор с таксистами. Российский офис заявляет, что имеет отношения только с теми, кто получил государственную лицензию на перевозки, хотя многие обвиняют компанию в том, что она нанимает «нелегалов», то есть нарушает закон.

Как бы то ни было, деятельность агрегаторов приводит к слому традиционной бизнес-модели, хотя в России она и не устоялась окончательно. Например в Москве в последние годы легальные такси стали перевозить, по некоторым оценкам, вдесятеро больше пассажиров. Иными словами, еще недавно легальные такси занимали лишь небольшой сегмент рынка.

В России борьба «традиционных» такси с агрегаторами пока не зашла так далеко, как в Европе и Америке. Причина, скорее всего, как раз в том, что в России рынок легального массового такси стал оформляться незадолго до того, как собственно появились и стали популярны агрегаторы.

И сейчас во многих городах нормой является работа «бомбил» — автомобилистов, которые занимаются извозом без лицензии, они подбирают пассажиров на улицах и обочинах дорог, а также дежурят в людных местах. Своеобразным символом нелегальных перевозок стали смурные мужчины, которые встречают прибывающих в аэропорты и на вокзалы страны пассажиров словами «такси, такси недорого, такси». Цены у них, естественно, намного выше, чем у легальных извозчиков.

Получается, что и частным таксистам, и традиционным таксопаркам выгодней сотрудничать, а не сражаться с новыми компаниями — в России привычки доверять легальным такси и пользоваться интернет-сервисами появились практически одновременно.

Хотя есть, конечно, и недовольные. Агрегаторы устанавливают для своих партнеров предельные тарифы исходя из своих представлений о балансе спроса и предложения на рынке, а также ориентируясь на затраты таскопарков. Благодаря такому порядку, конечно, удается привлечь клиентов — так, в Москве, зачастую, дешевле пользоваться несколько раз в неделю такси, чем покупать собственный автомобиль. Благодаря этому не только имеется стабильный поток клиентов у таксопарков, но и не ухудшается ситуация с заторами на дорогах.

Но таксопарки упирают на то, что агрегаторы получают деньги, но не несут никакой ответственности — в случае жалоб на работу водителя, например, Яндекс.Такси в большинстве случаев просто переадресовывает их таксопаркам, не сильно вникая в суть дела.

Вполне вероятно, что если заставить агрегаторов «делиться», то их доходы, на которые поддерживаются работоспособность и развитие приложений, сократятся, в результате чего клиенты начнут отказываться от такси в пользу общественного транспорта, частного автомобиля или вовсе сокращая собственную мобильность в рамках города. Но таксопарки такая длительная перспектива мало волнует, им важнее рост доходов уже сейчас.

В феврале 2015 года была даже объявлена «тихая забастовка» таксистов — водители обещали в течение трех дней не принимать заказы от агрегаторов. Сколько водителей действительно принимали участие в забастовке неизвестно, но она прошла совершенно незаметно.

В июле активизировались общественные организации. 2 июля таксисты Санкт-Петербурга обратились к губернатору города Георгию Полтавченко с просьбой запретить сервисы «Яндекс.Такси», Uber и GetTaxi. По мнению объединенных в некоммерческое партнерство «Петербургское такси» извозчиков, ситуация на рынке перевозок в Северной столице приближается к критической. Устанавливаемые операторами минимальные тарифы близки к стоимости проезда на общественном транспорте, при этом комиссия за услуги сервисов может достигать 30%. «Бездействие властей приведет к неминуемому банкротству таксомоторных компаний и исчезновению легального петербургского такси как отдельного вида транспорта по экономическим причинам», — говорится в заявлении организации.

24 июля к критикам агрегаторов такси присоединилась Федерация автовладельцев России. ФАР составила обращение в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность Uber, Gettaxi и Яндекс.Такси.

В жалобе говорится, что перечисленные компании проявляют открытое пренебрежение к организационным и техническим основам, а также традициям безопасности легковых перевозок пассажиров, при этом устанавливая демпинговые тарифы, так что добросовестные перевозчики вытесняются с рынка.

По мнению ФАР, комиссия таксистам, которую иногда выплачивают агрегаторы, является формой коммерческого подкупа, а значит должна преследоваться по уголовной статье.

Критики агрегаторов нашлись также и в Общественной палате. Там прошел круглый стол, участники которого решили, что деятельность агрегаторов необходимо срочно отрегулировать и поставить на контроль, а в случае невозможности — запретить.

Надо сказать, что некоторые агрегаторы прислушиваются к критике. Так, Яндекс.Такси недавно устроил проверку водителей на знание Москвы, умение общаться с клиентами и выходить из сложных ситуаций, также Яндекс регулярно проверяет внешний вид автомобилей. О сотрудничестве с нелегальными таксистами вообще, по мнению Яндекса, речи быть не может — компания сотрудничает с легальными таксопарками, которые могут нанимать только водителей с лицензией.

В конце концов за дело взялись государственные органы, пока что в лице ФАС, хотя еще недавно никаких претензий к агрегаторам они не имели.

Яндекс решил выступить превентивно. По мнению компании существующие правовые нормы вполне удовлетворяют требованиям рынка. Если же необходимо будет внести поправки в действующее законодательство, то юристы Яндекс.Такси предложили разграничить ответственность «диспетчерской компании», которая должна просто передавать заказ обладающим соответствующей лицензией компаниям или водителям, и таксопарков, которые должны следить за состоянием автомобилей.

Спор о законодательном регулировании деятельности агрегаторов такси, судя по всему, только начинается — но, как известно, отечественные депутаты отличаются скоростью принятия решений, так что рынок под влиянием государства может измениться до неузнаваемости практически в любую секунду.

Карпюк Илья
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).