будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
США Владислав Сурков
Ноябрь 10, 2025
Страна

Танго не для двоих

Танго не для двоих
tango-2601
Владислав Сурков и Майкл Макфол

США вышли из рабочей группы по гражданскому обществу. Де-факто «комиссия Суркова-Макфола» перестала существовать. И даже шире: фактически обнулена «перезагрузка» отношений между Москвой и Вашингтоном, которой так гордились Дмитрий Медведев и Барак Обама.

Отношения России и США в последние несколько месяцев, благодаря «усилиям» обеих стран, становятся все хуже и хуже. Российская сторона с ее странным антисиротским законом тут, конечно, сделала побольше Штатов. И вот закономерный результат: США выходят рабочей группы по гражданскому обществу двусторонней президентской комиссии.

Об этом «Интерфаксу» рассказал замгоссекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда и сопредседатель рабочей группы с американской стороны Томас Мелия. Причиной, по его словам, стали «недавние шаги правительства России по ограничению гражданского общества». Под правительством тут, разумеется, подразумевается Кремль с его усилиями по подавлению протеста, с тем же антисиротским законом и показным наплевательством на любую иную позицию, кроме позиции Владимира Путина, «репрессивными» законами, принятыми в прошлом году и еще пока не принятыми, но рассматриваемыми. Активность российских властей, которую можно описать как «ограничение гражданского общества» в последнее время была очень заметна, видимо, даже в США.

МИД, в лице сопредседателя рабочей группы с российской стороны и уполномоченного МИД РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права  Константина Долгова, ответил, что пока официального уведомления из Вашингтона не получил, но признал, что в устной форме такая информация до него доходила. Кремль, в лице путинского пресс-секретаря Дмитрия Пескова, выразил сожаление. Пожалел о таком решении и детский омбудсмен Павел Астахов, отметив, что «работа в этой комиссии была очень эффективной. Мы обменивались опытом по розыску детей и помощи сиротам».

Строго говоря, то, что от рабочей группы не стоит ждать прорывов, стало понятно уже в ходе плановой ротации ее сопредседателей в январе 2012 года. Когда комиссия создавалась, ее куратором с российской стороны был назначен тогдашний первый замглавы президентской администрации Владислав Сурков — фигура в российской внутренней политике знаковая и за вопросы соблюдения властями гражданских прав в России и впрямь ответственная. Замена его на кадрового дипломата после перехода Суркова из Кремля в Белый дом свидетельствовала, что комиссия и рабочая группа по гражданским правам серьезно теряют в статусе. То же относится и к замене Майкла Макфола, отбывшего в Москву новым послом США, на Томаса Мелия.

А ведь совсем недавно все казалось таким радужным. В июне 2011 года на третьем заседании рабочей группы было принято решение расширять повестку дня, к 2012 году было подготовлено то самое соглашение об усыновлении, которое Россия ныне де-факто обнулила «антимагнитским» законом. В состав участников встреч входили общественные организации, причем и те, что настроены по отношению к властям обеих государств довольно критически. Словом, можно было надеяться на некий результат.

Но, наверное, иначе и быть не могло, ведь «Комиссия Суркова-Макфола» была прямым следствием объявленной Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой «перезагрузки» отношений между Россией и США. Видимых успехов у новой политической линии было немного. Главный провал заключался в том, что сторонам не удалось договориться по инициированной США системе ЕвроПРО — российская дипломатия жаловалась, что российские предложения американцы даже слушать не хотят.

Фактически «перезагрузка» исчерпала себя. К тому же сказался субъективный фактор: в сентябре 2011 года стало ясно, что следующим президентом России станет не Дмитрий Медведев, а Владимир Путин, который традиционно не является поклонником всяческих либеральных игрищ.

Поствыборная внутриполитическая повестка в России с протестами и жесткой реакцией на них российских властей также внесла свою правку. США жесткие действия российской полиции осуждали (это делал, например, тот же Макфол после разгона протестующих 5 марта 2012 года, на следующий день после президентских выборов в России), российские власти говорили, что это внутрироссийское дело.

Оно и было для властей внутрироссийским - в том смысле, что оглядываться на реакцию США Путин и его администрация, чувствуя угрозу собственному политическому положению, никак не собирались. К тому же у некоторых представителей российских властей всерьез бытует мнение, будто за внутриполитическими процессами стоят все те же США и их представители в России (вспомнить, скажем, риторику Путина против наблюдающих за выборами НКО или направленный против них закон «об иностранных агентах»). В такой обстановке «перезагрузка» автоматически отошла на второй, как минимум, план и Кремль почти откровенно говорит о ее провале. В интервью американскому изданию National Interest тот же Дмитрий Песков накануне заявил: «Ход наших двусторонних отношений и некоторые шаги Вашингтона не могут быть расценены Москвой как соответствие духу "перезагрузки"».

И еще: «Мы очень сожалеем в связи с этим, так как надеемся на выстраивание рабочих отношений и тесного партнерства с США, формирование взаимной ответственности за глобальную безопасность, стратегическую безопасность, региональную безопасность, а также решение всех связанных с этим вопросов дипломатическими и мирными методами… Но для танго определенно нужны двое». У США, похоже, тоже нет намерения танцевать танго в одиночку.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).