Тарифы на горячую воду внезапно попались на глаза Путину. Обеспокоенность понятна — на носу выборы, а с популярностью у действующей власти имеются проблемы. Однако и вне выборного контекста власть выглядит не лучшим образом, поскольку доказывает, что умеет управлять только при помощи «ручного управления».
Публичная выволочка — традиционный формат общения федеральных топов с их региональными коллегами. На сей раз от Владимира Путина досталось губернатору Кировской области Никите Белых. Досталось губернатору по самому что ни на есть прозаическому поводу — в одном из городов области обнаружился резкий рост тарифов в сфере ЖКХ.
В городе Нововятский, по данным премьера, дважды (последний раз 4 декабря) на 40 процентов выросли тарифы на горячую воду. «Прямо на 40 процентов взяли и вдули. Руководство региона такие вещи вообще не отслеживает, что ли?», - выказал недовольство Владимир Путин, общаясь с исполняющим обязанности губернатора Алексеем Кузнецовым. Самого губернатора на посту не оказалось, он пока пребывал в законном отпуске и из него не успел вернуться. Это премьера также не обрадовало. «Сегодня какое число - 10-е, рабочий день. Вы пошлите, пожалуйста, сигнальчик. Пускай заканчивает отпуск, выходит на работу», - прервал «затянувшийся» отпуск Путин.
Сам Белых, правда, объяснил, что премьера слегка дезориентировали. Во-первых, отпуск губернатора был согласован в полпредстве и администрации президента. А во-вторых. Нововятский — вовсе не город, а район города Кирова. И даже усомнился в том, что повышение тарифов, о котором говорил премьер носило массовый характер. Из отпуска, правда, губернатор пообещал выйти уже завтра и тут же, естественно, с проблемой разберется.
За путинским наездом на кировского губернатора, разумеется, стоят соображения политические. У действующего премьера и вполне вероятного будущего президента сейчас настала предвыборная страда и каждый его чих сегодня все равно имеет политический контекст. Хочется, в конце концов, избрания без особых проблем и желательно в первом туре. Меж тем результаты парламентских выборов ясно продемонстрировали, что доверие к власти у граждан если и не утрачено вовсе, то подорвано уж точно основательно.
Даже с учетом триумфального голосования за власть в национальных автономиях «Единая Россия» так и не смогла преодолеть 50-процентную планку. А это, как ни крути и сколько ни отпирайся, поражение Путина. Поражение, скорее, чисто символическое, но вполне может иметь и электоральные последствия. В общем путинская политическая система немного зашаталась, чему явным свидетельством стали многотысячные декабрьские митинги в Москве.
И следует ожидать многочисленных заявлений премьера, обращенных к различным, максимально электорально значимым средам — бюджетникам, пенсионерам, военным и так далее. Чиновникам же — не самой любимой гражданами категории — еще придется вынести от премьера немало. Их даже обещают не использовать с агитационной кампании: власть как бы сторонится саму себя.
Если же посмотреть на проблему вне предвыборного контекста (первые лица и ранее критиковали и даже увольняли губернаторов за отдельные «перегибы». Вспомнить хотя бы памятный разнос тому же Никите Белых от Дмитрия Медведева за использование «Твиттера» во время президентского совещания), то вырисовывается не самая красивая картина.
А именно: сколько бы ни критиковали власти систему ручного управления, но по-другому они управлять не умеют и категорически не хотят.
Угрожать, снимать и критиковать местное начальство. При этом ничего не делая для реального повышения его ответственности. Ведь для этого нужно отдать в регионы полномочия и деньги, а расставаться в деньгами в Москве не любят. Отчасти из-за априорного (и далеко не всегда несправедливого) понимания федеральных чиновников, что такой увеличит и без того немалую коррупцию. Отчасти — по причине простого нежелания федеральных ведомств расставаться в властными полномочиями.
Чисто бюрократическая управляемость системы «ручного управления из центра» удобнее — всегда можно найти виновных и быстро расправиться с ними. Однако велики издержки: лишенные средств и полномочий местные власти иногда просто не в силах управлять некоторыми сферами жизнедеятельности вверенных= регионов. Ситуация с лесными пожарами летом 2010 года тому была явным подтверждением. Так что Никита Белых далеко не последний, кому достанется от высокого начальства за несвоевременный отпуск, ЖКХ и прочие региональные беды.