будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
опросы рейтинги телевидение
Июль 4, 2025
Страна
Боратов Егор

Тайна превращения 8,4% в 84%

Тайна превращения 8,4% в 84%
novosti2
Россия 24. Новости

"TNS зафиксировала исторический рекорд интереса к теленовостям" - сообщил РБК. Насчет исторического рекорда сказать сложно – бывали периоды и покруче, но локальное историческое что-то, вероятно, налицо. Зато при рассмотрении цифр обнаруживается самая настоящая тайна.

Вводка у РБК пафосная (ну, раз уж рекорд): "События на Украине не оставляют равнодушными даже детей и подростков, свидетельствуют измерения TNS Russia. Интерес к теленовостям во всех возрастных группах с февраля вырос в среднем на треть. Благодаря этому государственный информационный канал «Россия 24» увеличил почти в три раза свою аудиторию и, как уверяют в ВГТРК, в полтора раза – рекламную выручку". 

 
Ксения Ачкасова

Собственно, пафос задала уже и директор по телевизионным измерениям компании TNS Russia Ксения Ачкасова. На конференции в четверг 20 ноября: "Главным событием этого года для отечественного ТВ стал резкий рост интереса к информационным программам".

А РБК тут и еще добавил пафоса, подключив к этому известию "Леваду-Центр" в виде отчета «Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, интернет» (произведенного в прошлом июне). Тоже дело: "Телевидение остается основным источником информации о событиях в стране и мире для большинства россиян, следует из выпущенного В июне 2009 года 94% респондентов заявляли, что узнают новости чаще всего из телевизора, в марте 2014-го – 90%. При этом 51% россиян, согласно опросам Левада-Центра, получают новости только из одного источника информации. Из них 85% – только из телевизора".

Теперь уже будет нынешний опрос. Для поддержания и развития пафоса сначала отрежем конкретные проценты аудитории. Сначала пусть будет в таком виде: "Возросший интерес к теленовостям зафиксирован во всех возрастных группах, следует из данных TNS". В сентябре 2013–январе 2014 года средняя доля информационных программ на восьми каналах среди зрителей 4–17 лет выросла на 26%. У молодежи (18–34-летних) этот рост больше – 38%. Также изменился интерес к новостям и у тех, кому от 35 до 54 лет. В целом средняя доля новостей среди всех зрителей старше 4 лет увеличилась на 33%.

Вообще, круто: дети от 14 до 17 лет (однородная возрастная группа, конечно) увеличили свой интерес к новостям на четверть, правда в большинстве своём предпочитают бесплатное ТВ Онлайн. Круто. А вот и главный выгодоприобретатель: "От возросшего интереса к новостям больше всех выиграл государственный информационный канал «Россия 24», следует из данных TNS. В январе–ноябре среднесуточная доля «России 24» среди всех зрителей старше 4 лет выросла почти в три раза... Это позволило каналу впервые попасть в топ-10 эфирных вещателей, заняв сразу восьмое место".

Теперь будет то же самое, но уже с конкретными процентами. Но не резко, а в виде графика и сначала по косвенной теме, о главной роли телевидения как источника новостей. Да, в этот раз никто не акцентировал внимание на том, что телевидение-то падает, а вот у интернета рост почти в три раза... Но, понятно, интернет же тут был темой.

А теперь уточнение того, что было выше – уже с цифрами. Чтобы оценить масштаб новостного охвата и его влияния на аудиторию. Выделим цифры жирным: "В январе–ноябре среднесуточная доля «России 24» среди всех зрителей старше 4 лет выросла почти в три раза до 3,3% против 1,2% годом ранее". 

О возрастных группах: "Возросший интерес к теленовостям зафиксирован во всех возрастных группах. "В сентябре 2013–январе 2014 года средняя доля информационных программ на восьми каналах среди зрителей 4–17 лет равнялась 2,2%, в феврале–ноябре – уже 2,8%. В относительном выражении прирост составил 26%. У молодежи (18–34-летних) этот рост больше – 38%. Также изменился интерес к новостям и у тех, кому от 35 до 54 лет".

Ну и главные цифры: "В сентябре 2013 года–январе 2014-го средняя доля всех выпусков новостей и информационно-аналитических программ на восьми федеральных каналах («Первый», «Россия 1», НТВ, РЕН ТВ, «Пятый», «ТВ Центр», «Звезда» и «Россия 24») равнялась 5,8–5,9% среди всех зрителей старше 4 лет. Иными словами, в те месяцы новости смотрели в среднем 5,8–5,9% всех россиян, находившихся у телевизора". Наверное, это много — то есть, вот что считается "много" по этому поводу.

Тут в отчете РБК происходит лирический момент: "В минувшем феврале, когда в Сочи проходили зимние Олимпийские игры, а на Украине был свергнут президент Виктор Янукович, этот показатель вырос уже до 6,5%. В марте, когда Россия присоединила Крым, доля новостей была уже 8,3%. Чуть больший показатель – 8,4% – был зафиксирован в мае, июле и августе". И вот почему: "В мае, в частности, в Одессе в ходе противостояния сторонников и противников Евромайдана и пожара в Доме профсоюзов погибли, по офциальным данным, около 50 человек, а Донецкая и Луганская народные республики в том месяце провозгласили свою независимость. В июле на Юго-Востоке Украины был сбит боинг «Малазийских авиалиний», а августе ополченцы начали масштабное наступление и вышли к Азовскому морю".  

Вот так все конкретно, да: такие-то события и – рост 3.5%. Все четко. Но вот "В сентябре и октябре интерес к теленовостям снизился, доля информационных программ в среднем равнялась 7,6% и 7% соотвественно, но все равно это на 1,8 и 1,1 процентного пункта больше, чем за аналогичный период 2013 года.". Меж тем, ситуация в Украине ровной не стала, так что как-то оно просто поднадоело и как это трактовать?

Пафос сообщения увенчивается так: "в целом средняя доля новостей среди всех зрителей старше 4 лет увеличилась на 33%. Безусловно, это нельзя трактовать никак иначе, только как "резкий рост интереса к информационным программам". При, значит, локальном историческом максимуме в 8,4%. Ну, наверное это и в самом деле много...

Но что же получается? Как быть со всеми этими словами о том, что именно телевидение выстраивает умы граждан, консолидируя их сейчас, как никогда? А плюс к этому еще и слова отчета "Телевидение остается основным источником информации о событиях в стране и мире для большинства россиян". Ага, 8,4% - по максимуму. Столько процентов интересуют новости, хотя бы и в телевидении. Мало того, еще и рейтинг доверия к новостям в ТВ: эти 65% имеют отношение только к 8.4%, а никак не ко всем опрошенным (и не ко всему населению РФ, соответственно).  

Так вот - как теперь быть с версией о роли телевидения как главного пропагандиста и агитатора? Все это касается только этого процента. Да, есть еще всякие боковые программы и так далее, но это уже несколько о другом. Или пропагандируют именно они, а не новости?

Потому что вот же и тайна: каким образом из этих 8,4% могли бы появиться легендарные 84% правильно поддерживающих все? Как происходит таинственное умножение числа граждан, смотрящих новости, на 10, производя в итоги невиданную консолидацию общества?

Боратов Егор
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).