будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 3, 2025
Страна
Иванов Виктор

Театр насилия и школа жизни

Министр обороны недавно заявил: «У нас дедовщина начинается в детском саду». Проблема здесь не в риторическом обороте, не в отговорке. Действительно, детское сознание несет в себе печать насилия, которое может развернуться в реальную историю из жизни конкретного ребенка много позже. Школьный фольклор дает множество примеров детских страхов, навеянных действительностью и отражающих ее в гипертрофированном предвосхищении. Страхи эти пребывают на грани воплощения, тем более что еще детсадовская группа предполагает между своими участниками телесный контакт: общий прием пищи, сон в палате, пространство игры. Всем хорошо известны «страшные стишки»: «Мальчик засунул два пальца в розетку./ Все, что осталось, собрали в газетку; Маленький мальчик варил холодец. По полу ползал безногий отец; Маленький мальчик нашел «мессершмитт»./ Вот уж седьмая деревня горит» (Русский школьный фольклор: От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. - М.: Ладомир, 1998).

Ребенок,  вступающий в первую стадию социализации в детском саду, усваивает существующий порядок в амбивалентном регистре серьезности и осмеяния. Посредниками служат две формы: игра и слово. В игре могут участвовать и старшие – воспитательницы. Они, как правило, очень молоды и бывают недостаточно развиты для того, чтобы отказаться от форм наказания за неправильное усвоение культурных ценностей: мальчик плохо поет, и его заставляют обнажаться перед всеми. Рано возникает в детской речи и обсценная лексика, навязывающая неверные, искаженные представления о человеческом теле и его функции.

Школьные игры также связаны с телесным контактом, они копируют серьезные, взрослые аналоги, но также содержат смеховой, постыдный элемент: такова «американка», где проигравшего поворачивают спиной, заставляют садиться на колени и стараются попасть в него футбольным мячом.  Детьми усваивается и понятие ценности, обмена: таковы детские мены марками, монетами, игра «в секу» с перебиванием копеек. В эпоху упадка советской школы (начала 90-х)  в классах возникают группы неблагополучных детей, извне приносящих законы детской колонии. Меновая ценность союзной монеты еще не девальвирована: так, юбилейный рубль обменивается на коллективное гомосексуальное изнасилование – такова печальная история одного мальчика.

О создании колоний можно прочесть еще у классика детской литературы К.И. Чуковского, обратившегося с письмом к Сталину: «После долгих колебаний я наконец-то решил написать Вам это письмо. Его тема - советские дети. [Есть] обширная группа детей, моральное разложение которых внушает мне большую тревогу... Около месяца назад в Машковом переулке у меня на глазах был задержан карманный вор, [который] до сих пор как ни в чем не бывало учится в 613-й школе... во втором классе... Фамилия этого школьника Шагай... Районо возражает против его исключения... мне известно большое количество школ, где имеются социально опасные дети, которых необходимо оттуда изъять... Вот, например, 135-я школа Советского района... в классе 3 В есть четверка: Валя Царицын, Юра Хромов, Миша Шаховцев, Апрелов,  представляющая резкий контраст со всем остальным коллективом... Сережа Королев, ученик 1-го класса В, занимался карманными кражами в кинотеатре ... я видел 10-летних мальчишек, которые бросали пригоршни пыли в глаза обезьянкам [в зоопарке]... Мне рассказывали достоверные люди о школьниках, которые во время детского спектакля, воспользовавшись темнотою зрительного зала, стали стрелять из рогаток в актеров... Для их перевоспитания необходимо раньше всего основать возможно больше трудколоний с суровым военным режимом... Основное занятие колоний - земледельческий труд. Во главе каждой колонии нужно поставить военного. Для управления трудколониями должно быть создано особое ведомство... При наличии этих колоний можно произвести тщательную чистку каждой школы: изъять оттуда всех социально опасных детей...» (Источник: Документы русской истории. – 1997. -  № 3. - С. 136-138).

В советское время говорили, что школа должна готовить к армии, и она в прямом смысле готова передать эстафету. В 80-е годы дети боялись, что им придется служить в Афганистане. В 90-е годы это место было отведено Чечне. Михаил Сухотин говорит о программировании современного человека, о некой новой евгенике: «Из чего состоит человеческое тепло? <...> из всего, из чего были сделаны мальчики,/ то есть из микробов, как показывает война./ Помнится, года 4 назад всех детей/ обязали вновь прививаться от полиомиелита/ (в садик не примут, в школу – такой шантаж)./ Прививали усиленной дозой <…> Ну конечно, из «детского материала» выбраковывался какой-то/ иммуноослабленный неразличимый процент, вот тогда-то/ кто-то и пустил эту борзую байку,/ мол, в Москве эпидемия не откуда-нибудь – из Чечни» (Сухотин М. Стихи о первой чеченской кампании //Время «Ч»: Стихи о Чечне и не только. - М. Новое литературное обозрение, 2001. - С. 316).

Изменение человеческого тела всегда было напрямую связано с «великим экспериментом». Антрополог Жорж Вигарелло пишет об изменении представлений о человеческом теле в XX веке: «Тело освобождается от нашего естественного представления о нем и предстает в образах фотографии и кино, которые подтверждают его существование в иной форме: в форме модели-звезды либо в стандартизованном виде; тело преодолевает запреты, прежде непреодолимые: наркотики, допинг, изменение пола; наконец оно включается в логику индустрии - от косметики до массового уничтожения» (Le corps, quelle histoire!). Но тело «нового поколения» попадает в пенитенциарное пространство наказания, в котором существует древний ритуал казни как зрелища, где имеет место игра оппозиции «господина и раба». Разрушительные склонности человека активизируются в этом дисциплинарном пространстве, при попытке их упорядочивания возникает система двойных стандартов, насилие символической власти ищет воплощения в фигурах, для создания которых пользуется знаком человеческого тела, поскольку других знаков у него нет.

В июне 2002 года французский еженедельник «Le Nouvel Observateur» опубликовал серию свидетельств жертв второй чеченской кампании. В действиях палачей проглядывали черты какого-то зловещего ритуала, своеобразной тупой игры, спектакля, которому нет названия: «Когда мы прибыли на тракторную стоянку, солдаты стали кричать: «Врачи! Врачи! Одному здесь нужна помощь врача!». Другие солдаты пришли за мной. Это была игра. Они разбились на разные группы. Были там «таможенники», «палачи», «врачи» и т.д. Как в большой игре. Так я попал в руки «врачей». Они заставили меня лечь, вытянувшись на земле. Они били меня ногами по спине. Они орали: «Вставай! Вставай! Руки вверх!». Когда я попытался привстать, они заставили меня расставить ноги и сбили меня двумя ударами. Они сказали: «Ты не держишься на ногах! Вставай!». Затем они заставили меня сидеть несколько часов на цыпочках. <…>Это их очень веселило.

Часто они будили нас среди ночи и заставляли нас на карачках перетаскивать нашу обувь из одного конца вагона в другой. Одновременно один из нас должен был рассказывать свою биографию.

Они надели мне на голову черный пластиковый пакет, на три раза обвязав его скотчем вокруг шеи. Я прогрыз пакет зубами, чтобы дышать. Они бросили меня в грузовик «Урал». Они отвели меня в какое-то здание. Я ничего не видел. Позже я понял, что нахожусь в бывшей коранической школе Урус-Мартана, я оставался там четыре дня. Я не мог отличить дня от ночи.<…> Я был подвешен за одну руку в наручниках, как окорок. Мои ноги не касались земли. Другая рука была связана за спиной, я не мог ей пошевелить.<…>Были и другие пытки. Русские называют это «ласточкой». Это напоминало четвертование. Четверо солдат растягивали меня за руки и за ноги. Еще был «пресс». Они вытягивали меня на земле и клали мне на грудь и на живот нечто очень тяжелое, что давило меня до рвоты. Этой пытке меня подвергали четыре раза» («Чечня: Забытый геноцид»).

В этих действиях присутствует механический обряд, который соответствует как элементам школьной игры, так и древним ритуалам повешения и четвертования. Очевидно, что цель – получить животное удовлетворение от осквернения образа человека. Характерно, что положения, которым подвергается человеческое тело, те же, что и в других армейских «обрядах»: «Тем не менее, физкультурные упражнения в армии вообще и под Челябинском в частности гораздо разнообразнее мирных спортивных игр. Например, журналиста посвятили в технологию «сушки крокодила» (также известна как «установка Бэтмена»).

«Сушка крокодила» - это когда свежепризванного, а значит, не слишком окрепшего физически воина заставляют висеть над возмужавшим за год службы «дедушкой». Руки-ноги упираются в спинки кровати, придембелевший лежит внизу - тут тебе и потеха, и физическое воспитание достойной смены.

Если рядовой сорвется, можно заработать взыскание - «лося» (получить увесистый удар по сложенным на голове ладоням) или «телевизор».

«Телевизор» - табуретка, которую держат на вытянутых руках. Ее "просмотр" происходит на полусогнутых, в позе, известной с детского сада как «стульчик». Просмотр дается особенно тяжело, если телевизор старенький, с линзой (на табуретку устанавливается банка с водой). Не досмотрел программу (ее точная продолжительность не известна никому, кроме старослужащих режиссеров), уронил банку, расплескал воду - получай пинки. И смотри с самого начала».

Истоки ритуального насилия трудно определить – возможно, это пережитки «прохождения сквозь строй» и других телесных наказаний царской России. Возможно, что дедовщина возникает после решения о призыве в армию уголовных элементов. Но все же кажется, что корни этого феномена лежат глубже и являются присущими нашей культуре в целом. Николай Евреинов определил «театрализацию жизни» как один из первичных инстинктов человека и видел ее даже в таких далеких от театра сферах, как дисциплинарная. В книге «Театр как таковой» он писал: «Наше военное министерство, всячески поощряя детские полки «потешных», принуждено силою вещей играть на чувстве театральности в милитарных целях: название первых войск Петра Великого «потешными» не есть случайное наименование, не имеющее никакого отношения к духу армии: «потеха», «зрелище», «театр» - ведь именно это создает охоту там, где ее трудно ожидать. «Игра в солдатики для казармы имеет то же значение, что и для детской. Полководец может двинуться в поход без сабли, но он не может и шага ступить без оркестра, напоминающего о потехе тогда, когда мысль о смерти обезволивает душу» (Евреинов Н. Демон театральности. - М.; СПб.: Летний сад, 2002. - С. 65.).

Теория Евреинова, как представляется, получила развитие на французской почве. Невидимая цепочка соединяет Евреинова с Ги Дебором и Жаном Бодрийяром. Дебор писал, что в современном обществе власть подменяет свои сакральные атрибуты фальсифицированными образами спектакля. Власть пытается укрыться за этими образами, остаться невидимой. Но иногда гипнотический галлюциноз рассеивается, и становится видна порнографическая суть этой власти. Жан Бодрийяр, развивая положения Дебора в статье «Порнография войны», говорит о прозрачности американской демократии, которая ставится под сомнение образами насилия из тюрьмы Абу-Грейб: «радикализм бесстыдства, бесчестие наготы<...> - это та же проблема прозрачности: срывать вуаль у женщин, надевать мешки на головы мужчин, чтобы показать их еще более нагими, оскверненными…» (Baudrillard J. Pornographie de la guerre // Libération Mercredi. - 2004. - 19 mai). Что ж, и у нас на головы жертв надевают мешки, только это происходит в глубине двойных дворов, там им и отпускают грехи, совершая настоящее, русское таинство. Впрочем, для тех, кто ни разу не видел, наш театр открывает двери, выводя на подмостки актеров в роли «черепов и духов», билеты на спектакль по мотивам дела Сычёва бесплатно разосланы его матери и сестре… И то, что черта дозволенного здесь пройдена без видимого усилия, еще раз подтверждает, насколько тело российского общества поражено метастазами всем известной болезни. Утонченным театралам незачем насиловать и убивать: потеха похоти для них на сцене.

Иванов Виктор
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).