Профильные ведомства сорвали план по созданию в России единой системы экстренного вызова в чрезвычайных ситуациях. Об этом 20 мая на заседании правкомиссии по транспорту и связи заявил вице-премьер Сергей Иванов. По его словам, уже в 2010 году единый телефон должен был работать на территории 44 регионов, однако на сегодняшний день функционирует лишь пилотный проект.
Система единой службы экстренного вызова 112 должна была объединить телефоны пожарной охраны, милиции, «скорой помощи», газовой сети, а также службы «Антитеррор». Указ о создании данной программы почти полгода назад подписал президент России Дмитрий Медведев.
«Я подписал указ, который направлен на завершение этой системы обеспечения вызовов экстренно-оперативных служб системы-112, и на ваше министерство возлагаются функции координатора всей системы», — заявил тогда президент главе МЧС Сергею Шойгу, которому и поручил координировать проект. Шойгу с президентом согласился и подчеркнул, что проект очень важен для России.
Замминистра информационных технологий и связи Борис Антонюк в 2007 году заявил, что к 2010 году все экстренные оперативные службы России будут переведены на единый телефонный номер. Более того, он обещал, что отправить экстренное сообщение можно будет при помощи SMS-сообщений, а также через электронную почту. Из федерального и регионального бюджетов на развитие объединенной системы планировали выделить 40 миллиардов рублей. Кроме того, телекоммуникационные компании обещали выделить 15 миллиардов рублей.
В 2008 году распоряжение о создании единой службы 112 подписал премьер-министр России Владимир Путин. В правительстве уверены, что преимущества подобной телефонной службы очевидны: при возникновении чрезвычайного происшествия абонент сможет не задумываться, по какому номеру ему обратиться. Кроме того, ведомствам будет гораздо проще координировать свои действия. Примечательно, что звонок на 112 с мобильного телефона осуществляется бесплатно. Экстренный вызов возможен даже при ослабленном сигнале сотовой сети.
Сейчас система 112 работает в тестовом режиме. В некоторых регионах данная служба только создается, однако в Москве при экстренном вызове служба работает, правда, через раз. Помимо сообщений о чрезвычайной ситуации, граждане могут оставить жалобу о противоправных действиях со стороны милиционера.
В США и Канаде действуют службы вызова экстренных оперативных служб по универсальному телефонному номеру 911. Первая служба была открыта в феврале 1968 году в одном из американских городов. На сегодняшний день службы 911 обслуживают городское и сельское население. В сутки по номеру 911 обращаются более 300 тысяч человек.
Службы 911 предназначены для обслуживания вызовов только чрезвычайного характера, однако на практике часть телефонных обращений таковыми не являются. Для борьбы с ложными вызовами в США создали службу 311, которая обслуживает вызовы, не носящие чрезвычайного характера.
Работа службы 911 происходит при помощи аппаратно-программных комплексов служб Enhanced 911. Компьютер автоматически определяет номера и местонахождение абонента.
В 1998 году страны Европейского союза подписали телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного вызова стал 112. В Европе работа службы спасения строится практически по тем же принципам, что и в США. Как правило, систему обслуживают либо пожарная служба, либо полиция. Сотрудники ведомств принимают необходимые меры по экстренному реагированию на полученный вызов и привлекают другие службы.