будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Госдума законотворчество медицина Дмитрий Медведев Михаил Абызов
Май 13, 2025
Страна
Храпылина Любовь

Телемедицина. Кто заплатит?

Телемедицина. Кто заплатит?
DSC01121
Удаленная консультация в Орском противотуберкулезном диспансере. Источник: ГБУЗ ОПТД

Правительство России 11 мая одобрило законопроект о телемедицине, затрагивающий, в частности, такие вопросы как удаленное консультирование, выдача электронных рецептов и электронных справок и создание единой информационной системы в сфере здравоохранения. По данным СМИ, Комиссия по законопроектной деятельности поддержала документ днем ранее.

Что касается Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, то предполагается, что она свяжет информационные системы всех медицинских организаций и профильных государственных ведомств, что позволит вести электронные медицинские карты, регистры лиц с определенными болезнями.​

«Проще будет вести учет, планировать распределение лекарств и загрузку тех или иных процедурных кабинетов. <...> Доступ к необходимой для лечения информации будет возможен из любого медицинского учреждения. Не нужно будет носить с собой кипу бумаг, если, допустим, есть направление в другую поликлинику или если человек или семья переезжает в другой город», – приводит информационное агентство РБК пояснения премьер-министра России Дмитрия Медведев на заседании правительства 11 мая.

Ряд важных положений законопроекта по просьбе «Полит.ру» прокомментировала профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы Любовь Храпылина. 

«Удаленная форма консультирования, в том числе включая постановку и уточнение диагноза, выдачу рекомендаций существует очень давно. Прежде не было такого высокотехнологичного оборудования, как то, что есть сейчас, и способы применялись иные, но, тем не менее, сам принцип был известен давно и использовался достаточно активно. Особенно активно он применялся в отдаленных от центра России районах, на Севере, в горных местностях.

 
Фото: "Нарьяна вындер"

Этот принцип действительно был эффективен и нужен, потому что добраться до фельдшерско-акушерского пункта можно было не всегда, а возможность получить совет специалиста удаленно (сперва по телефону, а потом с помощью более современных методов – например, появилась возможность передавать на расстояние данные электрокардиограммы) была важна. Тем не менее, был период, когда от такого подхода стали отказываться, и практика его применения нарушилась. И то, что сейчас принцип этот возвращается, причем уже на отменном, технологически высоком уровне, только плюс, и довольно большой плюс.

Это дает доступ к центрам, где находятся специалисты, у которых есть масса возможностей для развития диагностического процесса и привлечения специалистов для консультирования, для консилиумов. И это очень правильно и здорово, надо всячески поддерживать эту масштабную инициативу Минздрава, тем более, если это будет касаться не отдельных населенных пунктов, а, как обещает закононопроект, каждого гражданина Российской Федерации. Это – первое, что я хотела бы отметить.

 
Профессор обсуждает с тульским кардиотерапевтом тактику лечения пациента с пороком сердца
РНЦХ РАМН

Второй момент таков: меня очень смущает не тот факт, что в электронном варианте информация о пациенте будет доступна в любом медицинском учреждении, а вопрос, зачем она там. Дело в том, что бесплатно никто не лечится – за человека, который пришел за медицинской помощью, все равно кто-то должен платить. Или Фонд обязательного медицинского страхования, или Фонд добровольного страхования, или еще кто-то. И возникает вопрос: если в медицинском учреждении будет только информация о пациенте без финансово-экономической стороны дела, то для чего она там нужна? Просто как информация к размышлению бесплатно? 

За весь процесс приема у каких-то специалистов, за выдачу документов – да за что угодно – кто-то должен заплатить. А на сегодняшний день свободного передвижения финансов вслед за больным нет. Все-таки человек закрепляется за определенным лечебным учреждением, и возможность передвигаться от одного лечебного учреждения к другому достаточно ограничена – например, это обстоит именно так в рамках обязательного медицинского страхования. И если вопрос о том, каким образом будет финансово обеспечено обращение человека за медицинской помощью в какое-то учреждение, с самого начала не будет решен, то все это останется в лучшем случае поддержкой в условиях платной медпомощи.

То есть, человек будет приходить за медпомощью, из своего кармана оплачивать ее и тогда ему необходимую медицинскую поддержку будут оперативно оказывать, пользуясь тем, что информация по медицинским документам будет доступна в любом лечебно-профилактическом учреждении. Но тогда значение обязательного медицинского страхования как-то провисает. Все же ОМС – это та самая страховка от рисков, которая каждому застрахованному гражданину Российской Федерации позволяет быть уверенным, что в случае болезней и катастроф у него будет надежная медицинская поддержка. И что при необходимости диагностических процедур в случае ухудшения состояния здоровья она также будет.

Медицинские услуги стоят дорого, и без решения финансового вопроса надо будет честно сказать, что телемедицина будет существовать преимущественно в поле платных услуг. По-другому не получится. Конечно, сейчас медицинские услуги и по ассортименту, и по объему в целом становятся все более и более платными. То есть, обязательное медицинское страхование имеет ограниченный круг действия. Может быть, как раз не плохо, а даже хорошо будет говорить открыто и честно, что такое-то количество услуг в рамках обязательного медицинского страхования будет предоставляться за счет ФОМС и перевод средств по этим основаниям будет компенсироваться Фондом обязательного медицинского страхования – а по всем другим случаям медицинские услуги, в том числе через телемедицину, будут платными.

Я считаю, механизм оказания таких услуг должен быть очень понятен людям. Не надо вводить их в заблуждение или ставить в неловкое положение, в котором они наверняка окажутся, если будут надеяться, что вот они в любое медучреждение придут – и их там кто-то  распростертыми объятиями примет. Примут их так только в том случае, если будет ясно, кто за это платит.

Так что сама идея очень хороша, только перечисление денег имеет отношение к переходу пациентов от одного патронирующего учреждения к другому, и этот переход занимает некоторое время, а перевод денег – тем более. Бюджет учреждения ведь формируется на основании результатов прошедшего года, и перевод денег осуществляется не мгновенно. Как это оформят? Выдадут пациентам некие пластиковые карты? Еще что-то предложат? Согласитесь, это должно быть четко прописано в законе.

 
Регистратура больницы
govvrn.ru

Если этого нет в законе, а есть на уровне методических рекомендаций, постановлений, распоряжений – тут же включается человеческий фактор, и вопросы начинают решать очень свободно, подстраивая закон под свои нужды. Этого делать нельзя, в законе должно быть обозначено четко, как всему полагается происходить, чтобы все понимали это одинаково и действовали по определенному алгоритму», – сказала Любовь Храпылина. 

Ожидается, что новшества, которые содержатся в законопроекте, будут внедряться поэтапно. Как говорится в заявлении министра по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова, поступившем в редакцию РБК, поначалу технологии телемедицины начнут использовать «в передовых пилотных субъектах, например, в Татарстане», а позже –  и в остальных регионах.

Документ был подготовлен Минздравом и внесен в правительство в декабре 2016 года. В разработке документа, помимо Минздрава, принимали участие эксперты по информационным технологиям. Позже законопроект дорабатывался и в самом кабмине, а также согласовывался с другими ведомствами, в том числе ФАС, Минфином и Минэкономразвития и экспертным советом при правительстве.

Храпылина Любовь
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).