будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Страна
Арсенин Михаил

Теорема маршала Шапошникова

Теорема маршала Шапошникова
98_19

В одной из моих последних заметок я выдвинул гипотезу о том, что кампания-2006 по досрочным выборам в Госдуму уже стартовала.

Начиная с 26 августа – официальной даты внесения проекта федерального бюджета на 2006 год в Федеральное Собрание Российской Федерации – истинность этой гипотезы может быть строго доказана в рамках так называемой “теоремы Шапошникова”. Более того, верна не только “слабая гипотеза” о переносе думских выборов с 2007 на 2006 год, но существенно более сильное утверждение: с 2008 на тот же 2006 год переносится главное политическое действо ближайших лет, большая схватка за большую власть.

Сначала несколько слов по поводу “теоремы Шапошникова”, которая стала известна широкому читателю из популярного труда Виктора Суворова “День М: когда началась Вторая мировая война?”.

Маршал Советского Союза Борис Михайлович Шапошников формулировал свои мысли по-военному лапидарно:

“Мобилизация является не только признаком войны, но и самой войной. Приказ правительства об объявлении мобилизации есть фактическое объявление войны. … В современных условиях мобилизующее государство должно заранее принять твердое решение о ведении войны. … Под общей мобилизацией понимается такой факт, когда уже не может быть возврата к мирному положению. … Мы считаем целесообразным видом мобилизации только общую, как напряжение всех сил и средств, необходимых для достижения победы”. И, наконец, собственно “теорема Шапошникова”: “Мобилизация есть война, и иного понимания ее мы не мыслим”.

Уместно сопроводить эти мысли комментариями Виктора Суворова:

“Страна не может находиться в постоянной и полной готовности к войне, как человек не может постоянно держать в каждой руке по пистолету. … Постоянная концентрация сил общества на подготовку войны разоряет страну. … Мобилизация необратима и бесповоротна. … Мобилизация и война неразделимы. Если вы выхватили пистолет, навели на противника и взвели курок, то надо стрелять. … С мобилизацией нельзя играть: если вы будете часто хвататься за пистолеты и наводить их на соседей, взводя курки, это плохо кончится для вас. … Решившись на мобилизацию, надо твердо идти до конца — начинать войну. … Мобилизация не может быть частичной. … Вопрос ставится: да или нет”.

А теперь о проекте бюджета-2006. Он производит сильное впечатление на публику, хотя бы мало-мальски знакомую с арифметикой и логикой государственных финансов.

Доходы бюджета запланированы на уровне 5,46 трлн. рублей, расходы - 4,27 трлн. рублей. По отношению к бюджету-2005 предполагается рост доходов на 59%, а непроцентных расходов на 24,4 %. Если считать расходы-2005 не по цифрам, скорректированным по ходу эксперимента с монетизацией льгот, а по первоначальным бюджетным назначениям, то рост будет еще более впечатляющим – 42%.

Среди постатейных расходов по части бурного роста особенно выделяются: здравоохранение и спорт (64,3%), национальная оборона, безопасность и правоохранительная деятельность (от 25 до 40%), национальная экономика (36,6%), образование (29,5%). В обозначенной вилке планируется также рост расходов на федеральные целевые программы, федеральную адресную инвестиционную программу и инвестиционный фонд, на межбюджетные трансферты, фонд финансовой поддержки регионов, дотации на сбалансированность региональных бюджетов, фонд финансирования социальных расходов и фонд компенсаций. В тех же пропорциях вырастут госрасходы на космос и авиацию, пожары и наводнения, геологоразведку, ипотеку, лизинг, научно-технический прогресс и т.д., и т.п. Руководство кабинета с особенным удовольствием подчеркивает, что прирост госрасходов по всем статьям пойдет, в первую очередь, на увеличение зарплаты. У “бюджетников” она должна возрасти в 1,5 раза за три года в реальном выражении.

На фоне весьма скромных (в пределах 5,8-6%) показателей экономического роста, да еще в условиях отсутствия (торможения, сворачивания…) структурных реформ и хоть каких-то механизмов трансформации сбережений в инвестиции, планируемая экспансия бюджетных расходов смотрится как откровенный популизм всех сортов сразу: социальный, региональный, военно-патриотический, промышленно-политический…

Успехи по всем этим направлениям обеспечены самым простым образом –поднятием “цены отсечения” с $20 до $27 за баррель, то есть, другими словами, за счет ускоренного проедания нефтяного бонуса.

Выдерживать такую вилку между еле заметным экономическим ростом и ударным финансированием непроцентных расходов сколько-нибудь длительное время невозможно: рванет такая инфляция, что мало не покажется. Нет никаких сомнений, что этот трюизм прекрасно понимает экономически грамотная часть кабинета. Значит, они имеют в виду то обстоятельство, что указанную вилку нужно будет держать недолго, исключительно в пределах некоего мобилизационного периода.

Именно по этой причине мы имеем все основания считать бюджет-2006, разумеется, не “бюджетом развития”, как любит говорить начальство, но бюджетом мобилизации.

Здесь прямая аналогия с только что цитированными высказываниями Б.Шапошникова и В.Суворова: нельзя сколько-нибудь длительное время находиться в состоянии мобилизации, то есть постоянной и полной готовности к войне; решившись на мобилизацию, надо твердо идти до конца — начинать войну.

Под какие задачи идет эта мобилизация?

Воевать в буквальном смысле мы, к счастью, ни с кем не собираемся. Разве что, кроме как с давно привычными и почти родными ичкерийскими моджахедами на Кавказе, да еще условными террористами-сепаратистами на Шандунском полуострове.

Значит, в формулировке теоремы Шапошникова “мобилизация есть война” требуется некоторая контекстная замена.

Как водится, обращусь к классике: “Великие вещи – все, как одна: женщины, лошади, власть и война” (Р.Киплинг).

О женщинах умолчу.

Лошади (вместе с автомобилями по дороге к Красной Поляне, стратегическими бомбардировщиками и атомными крейсерами на Баренцевом море, а также прочими жар-птицами для мужских забав) давно уже гуляют (плавают, летают …) по PR-пространству. Но, как известно, “птицы мало значат” (И.Бродский).

Остается ровно одно слово, подходящее для нашей контекстной замены: власть. И тогда все становится понятным:

  • бюджет-2006 есть бюджет политической мобилизации;
  • мобилизация, согласно теореме Шапошникова, есть война;
  • естественной контекстной заменой для слова “война” является в нашем случае не менее значимое слово “власть”.

Следовательно, на 2006 год назначена большая политическая схватка за власть. В качестве такого политического действа думские выборы как таковые очевидным образом не годятся: уровень не тот, ради них явно не стоило бы затевать политическую мобилизацию такого грандиозного масштаба.

Значит, эти выборы должны иметь какой-то мощный дополнительный смысл, оправдывающий риск такой мобилизации. То есть на кону должны стоять не просто какие-то властные полномочия, поставленные в рамки формального права, но именно власть, годящаяся в контекстную замену для слова “война”, то есть власть немеренная и бессрочная.

В переводе на приземленный язык политической прозы это означает: в 2006 году мы будем выбирать парламент (скоре всего, однопартийный или полуторапартийный), который получит (присвоит себе) полномочия назначать премьер-министра на сколько угодно сроков и лет. Этот премьер станет реальным главой государства с ядерным чемоданчиком, скипетром и державой, билетом на G8, правом назначения министров и губернаторов, прокуроров и судей, послов, правозащитников, а также произнесения ежегодных посланий и роспуска парламента.

Соответственно, в 2008 году мы без шума и пыли изберем президента, предназначенного на роль “Клима Ворошилова и братишки Буденного” в одном флаконе.

Во всем мною сказанном нет ни грамма фантастики. Бюджет-2006 сверстан и будет с восторгом принят во всех чтениях. Как сказал бы кто-нибудь из моих более пафосных коллег: “26 августа 2005 года жребий был брошен, Рубикон перейден”.

В этой связи мне нечем утешить своих друзей и читателей. Себя же я утешаю простой мыслью, принадлежащей Феликсу Кривину: “Жребий вместе с остальными ненужными вещами был брошен при попытке перейти Рубикон обратно”.

См. также:

  • Гриценко. Перепрофилирование российского бюджета
  • Арсенин. Политическая жизнь в дачном режиме
  • Лейбин. Кампания 2007-2008 началась
Арсенин Михаил
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).