Дело о взрыве автобуса в Тольятти обрастает новыми подробностями, которые подчас трудно сочетаются друг с другом. Глава Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин рассказал журналистам в Тольятти, что установлен подозреваемый в причастности ко взрыву. В его квартире нашли « небольшие элементы алюминиевой проволоки, небольшие гвоздики и пока эксперты говорят о внешней схожести этих предметов с теми предметами, которые находятся в теле погибших». «У нас есть все основания полагать, что именно это лицо, которое вольно или невольно совершило действия, приведшие к взрыву в автобусе», – сказал Бастрыкин.
Он добавил, что мотив преступления пока неясен: «Здесь может быть два объяснения: либо – все-таки теракт по каким-то причинам, необязательно националистического характера, либо – неосторожное обращение при перевозке тех веществ, которые по каким-то причинам могли привести при движении автобуса к взрыву», – пояснил глава СК. На вопрос журналистов, жив ли подозреваемый, погиб или задержан, он ответил: «Без комментариев».
Трагедия произошла 31 октября, в 8.15, когда рейсовый автобус №2 находился на пересечении улиц Гагарина и Карла Маркса Центрального района Тольятти. Он немного не доехал до остановки «Кинотеатр «Космос», остановившись на светофоре. В этот момент примерно в середине салона прогремел мощный взрыв. Накануне были опознаны все восемь погибших. Мэрия Тольятти опубликовала их список:
1. Михайлов Олег Николаевич, студент 1987 г.р.
2. Коваленко Ольга Юрьевна, 1975 г.р., работала в Мэрии, юрист.
3. Зуев Илья Александрович, 1990 г.р., студент ТГУ.
4. Климина Марина Матвеевна, 1939 г.р., пенсионерка.
5. Полякова Мария Михайловна, 1988 г.р., студентка.
6. Помазкова Ольга Сергеевна. 1987 г.р., студентка.
7. Колеганова Мария Владислаовна, 1989 г.р., студентка.
8. Вахрушев Евгений Валерьевич, 1986 г.р.
В больницах Тольятти остаются 53 пострадавших, среди них двое детей и 10 подростков. Всего за помощью к врачам обращались 60 человек.
Между тем тольяттинское издание tltTODAY со ссылкой на источник в правоохранительных органах распространило информацию, что дело о взрыве автобуса раскрыто: причиной взрыва стала перевозка одним из пассажиров нитроглицерина. Этим пассажиром был Евгений Вахрушев, отчисленный из социально-экономического колледжа в 2005 году. Якобы оперативники даже нашли этот нитроглицерин и у него дома. Вахрушев был последним из опознанных жертв, поскольку его тело было наиболее сильно повреждено. Также со ссылкой на неназванный источник в УВД Тольятти издание сообщило, что поражающих элементов во взрывном устройстве не было. Официального подтверждения этой информации не было. Более того, она противоречит сообщениям о том, что, по данным экспертов, взрывное устройство было начинено болтами, гайками и шариками.
Сразу после взрыва автобуса 31 октября было выдвинуто три версии: террористический акт, криминальные разборки и неосторожное обращение со взрывчаткой. С самого начала предпочтение было отдано первой версии, так называемому «ваххабитскому следу». Причиной взрыва могло стать взрывное устройство, которое находилось у одного из пассажиров, поэтому не исключалось, что бомбу привел в действие террорист-смертник. Эту версию подхватили некоторые СМИ, которые предположили, что к теракту может быть причастен некий Михаил Косолапов – бывший курсант военного училища, который в конце 90-х годов принял ислам, воевал в Чечне на стороне боевиков и, по версии спецслужб, организовал ряд крупных терактов. В частности, взрыв в вагоне столичного метро 6 февраля 2004 года, когда 42 человека погибли, более 250 получили ранения. Однако Бастрыкин отверг это предположение: «Таких оснований у нас полагать нет. Это – другой человек. Пока предварительно».
Примечательно, что накануне взрыва в правительстве Самарской области состоялось заседание антитеррористической комиссии, посвященное обеспечению безопасности избирательной кампании, и власти пообещали не допустить в ходе выборов «никаких эксцессов».
Близость парламентских и президентских выборов дала повод некоторым наблюдателям и политикам выдвинуть версию о том, что теракт был совершен для того, чтобы создать в стране чрезвычайную ситуацию в предвыборный период.
1 ноября в Тольятти был объявлен днем траура, на месте трагедии прошел небольшой митинг в ходе которого было зажжено восемь свечей – по числу погибших.