будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 1, 2025
Страна

Тестомания

Тестомания
nark
Тест на наркотики. Кадр телеканала Россия

Онищенко хочет  тестировать всех учащихся на наркотики в обязательном порядке. На школьниках Приморья проводится добровольный эксперимент. Есть два «но». Тесты ничего не дадут в смысле борьбы с наркоманией. Сама идея тестирования преследует довольно узкие ведомственные и корпоративные интересы.

Тестирование школьников и студентов на наркотики в России должно проводиться на обязательной основе, заявил глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. «Обследование должно быть обязательным», - сказал «Интерфаксу» в четверг Онищенко. По его словам, дискуссия по поводу того, должно ли проводиться тестирование на наркотики, и нужно ли его делать добровольным, следует прекратить. «Что, мы будем разглагольствовать еще лет 15 о добровольности или недобровольности тестирования? Что значит добровольное тестирование? Мы рискуем потерять человека. Его нужно остановить, снять с иглы и вылечить», - сказал он.

Пошла тестировать провинция

В ряде регионов в виде эксперимента сейчас запущены программы проверки школьников на наркотики.  Пока тестирование называется «добровольным». Как сообщили в управлении по координации правоохранительной деятельности Приморского края, уже утвержден перечень образовательный учреждений, на базе которых в 2011 году будут развернуты экспериментальные площадки по организации комплексной работы по профилактике наркомании, в том числе добровольного тестирования среди учащихся 7 - 11 классов.

«Начинается реализация краевой целевой программы «Приморье без наркотиков» на 2011-2015 годы». В первую очередь, в сфере внимания - профилактика наркомании в молодежной среде. Одним из первых мероприятий в этом направлении станет организация и проведение информированного добровольного диагностического тестирования учащихся и студентов образовательных учреждений Приморья на предмет потребления наркотиков», - заявила Анжелика Несвячёная из группы информации и общественных связей УФСКН России по Приморскому краю.

В 2010 году в Свердловской области также было принято решение о проведении тестирования всех школьников на употребление наркосодержащих и психоактивных препаратов. Применялись тест-полоски (тесты по моче). В столице Адыгеи проводился уже аналогичный эксперимент.

По сути нынешней «добровольности» стоит сказать, что добровольность представляется категорией надуманной. Школа де-факто учреждение репрессивное просто по стилистике и по содержанию. Кроме того, школы встроены в общую систему государственной власти и при наличии руководящих распоряжений и рекомендаций уполномоченных органов легко превратят любое «добровольное» в настоящее обязательное.

Студентов ФСКН тоже предлагает проверять на наркотики. По данным Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков, каждый десятый студент в России имеет опыт употребления наркотиков. На недавнем собрании ректоров вузов по этой проблематике обязательность тестирования вызвала существенные споры.

Почему-то все споры вокруг обязательного тестирования не упоминают порядка сумм, ограничиваясь этической стороной дела, вопросом «может ли государство вмешиваться в мою жизнь и опасениями, что данные от государственных органов могут, по примеру продающихся на рынках телефонных баз, «утечь» в сеть. Опасение небеспочвенные, последствия — слабо предсказуемые, наркотическая зависимость ведь зачастую ставит крест на карьере. Тем более, если делом займутся силовики (неизбежно будет вестись учет), у кого-то окажутся неприятные галочки в делах и на работу в силовые или госорганы им попасть будет затруднительно. Соединенные Штаты Америки при таком тестировании лишились бы минимум двух из трех последних президентов — Билл Клинтон признавался, что «курил марихуану, но не затягивался», Барак Обама кроме марихуаны пробовал еще и кокаин.

Наркотический промысел

Число российских школ — 50 с лишним тысяч, число школьников — порядка 13 млн. 1,3 миллиона тестируемых в год. Студентов вузов — порядка 7-8 миллионов. 1,6 миллиона тестируемых в год, плюс абитуриенты, если решат проверять всех. Плюс масштабная разовая проверка всех уже учащихся: с 7 по 11 класс (как в Приморье) получается чуть меньше половины всех школьников (последние два класса школы часть ребят покидает) и все студенты.

Базовый тест на 5 видов наркотиков (морфин/героин, марихуана, амфетамин, метамфетамин, кокаин) стоит в интернет-магазинах порядка двухсот рублей в розницу. По уму именно их должны закупать власти, дабы устроить поголовную проверку — на отдельные виды наркотиков проверять во многом бессмысленно. Если даже предположить, будто закупать государство его будет вдвое дешевле, получается приблизительно следующее: на разовое общее тестирование только на закупку препаратов придется потратить по нашей крайне грубой прикидке 1,2 млрд рублей. И далее тратить 300 миллионов рублей ежегодно. Или — если если не без оснований предположить, что школьник или студент мог за год успеть принять какие-либо наркотики, то получается константа — 1,2 млрд в год только на закупку тестов. Это без учета специфики госзаказа в России (вспомним, что долю распилов у президента оценили в 20 процентов минимум) и прочих оргштатных расходов.

По российским меркам, цена вопроса вообще-то небольшая, но выход крайне сомнительный. Предотвратить проблему наркомании такими методами вряд ли удастся, можно лишь понять, сколько в действительности у нас учащихся, принимавших наркотики незадолго до тестирования. Причем, сильно незадолго — 5-7 дней после употребления марихуаны, 3-5 — героина и амфетаминов. Выявить можно лишь молодых людей действительно наркоманов, а они или на учете или постраются теста избежать. Для чего есть масса методов. Тогда в ведомствах с неизбежностью встанет вопрос о проведении тестирований дважды в год и так далее, с кратным увеличением закупок тестов.

Другое дело аппаратный вес. Провести профилактические мероприятия, написать отчеты, составить рекомендации, заказать пропаганду. Масштабный получается проект у ФСКН, требующий штата, бюджета, что увеличивает влияние структуры, и без того контролирующей все, что хоть как-то напоминает наркотики и психотропные вещества. Периодически служба еще и предлагает расширить ее полномочия, за счет включения в списки «опасных» препаратов чуть ли не ацетона, что означало бы возможность контроля любого предприятия, таковые вещества использующего. Подключение Онищенко к теме тоже стоит воспринимать не исключительно по пиаровской линии. Главные санитарные врачи во всем мире не чужд тревог и волнений фармацевтических компаний, а тут речь о вечном стабильном госзаказе.

Причем, идея обязательного тестирования большой группы граждан далеко не нова. Нова только группа граждан. Когда-то концепция в ФСКН и ранее в Госкомитете по обороту наркотиков (в народе назывался «Госкомдурь») была иной, но той же по сути. Руководитель Государственного комитета по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ Виктор Черкесов выступал за обязательное тестирование на наркозависимость представителей ряда профессий. По мнению Черкесова, такое нововведение должно в первую очередь коснуться сферы жизнеобеспечения и профессий, которые связаны с человеком, так как последствия употребления наркотиков служащими могут привести к многочисленным жертвам. Прежде всего, обязательное тестирование может быть введено для водителей, авиадиспетчеров, медиков и педагогов. Те, кому подведомственны описанные группы граждан были, понятно, не в большом восторге. Идея так и не была реализована.

Блестящая по своему инициатива — зайти на тот же рынок, но с другой стороны. Во-первых, дети особенно никому не подведомственны. Конечно, имеется факт конкретных школ и вузов, которые относятся к Минобразования. Они (и это, кстати, немаловажно) постараются бюрократически занизить число школьников-наркоманов, а если не удастся переложат вину на родителей или там «плохой инвестиционный климат». С другой стороны, кто посмеет сказать, что наше завтра, будущее нации и надежда модернизации не нуждается в защите от этой «чумы 21-го века»? Покажите политика, который скажет «плевать на детей», в сколь угодно завуалированной форме. Президент вот целое послание прочитал про детей осенью 2010 года. Правда, про наркотики там была всего одна фраза и по другому, как представляется, поводу. «Многие факты просто переворачивают душу. Детей, чаще всего сирот, детей из неблагополучных семей, вовлекают в наркоманию, проституцию, в другие криминальные сферы. Мерзавцев, которые этим занимаются, нужно наказывать самым суровым образом», - сказал президент. Иными словами — предложил ужесточить наказание и обратил внимание на социальную природу наркомании (каковые проблемные дети зачастую и в школе-то не учатся). Однако искать, равно как и закупать тесты удобнее там где светло.

читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).