Поведение российских властей в ходе предвыборных кампаний всякий раз демонстрирует, что всерьез власти ни на конкурентов, ни на граждан внимания не обращают. По сути любое предвыборное действо — скажем, программа Путина или его участие в дебатах превращается в имитацию кампании. Такая у нас демократия.
Особый характер российской демократии (или «демократии», если угодно) всякий раз наглядно и даже выпукло проявляется в ходе федеральных предвыборных кампаний. Если в парламентскую все альтернативные (с точки зрения власти) партии и даже просто иные точки зрения пытаются выдавить из телеэфира, то в президентскую власти уже третью кампанию подряд пытаются играть на стопроцентной безальтернативности своего кандидата.
Присваивая все формальные и реальные достижения правительства (они же достижения мировых биржевых игроков на рынке нефтяных фьючерсов), кандидат от власти может позволить себе практически любые вольности и несоблюдение правил приличия. Вроде прямого или косвенного отрицания, что в стране существует отличная от властной политическая повестка или что она вообще существует.
Мотивация была озвучена, как водится, традиционная со времен Бориса Ельцина - «а с кем из них и о чем вообще можно спорить?» А пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков даже сообщали, что участие в дебатах помешает премьеру заниматься куда более важными вещами — исполнять свои обязанности премьер-министра. Хотя каких-то представителей премьер вроде бы ранее обещал прислать, но разве представители на дебатах, которые никто не смотрит заменят самого Путина? Остальные-то придут туда лично.
По поводу исполнения обязанностей премьер-министра случилась отдельная коллизия — не то чтобы очень важная или принципиальная в российском масштабе, но характерная, как и демонстративный отказ от участия в спорах с иными «претендентами» (в том, что они выступают на выборах в качестве статистов даже при непопулярном Путине не сомневаются даже и в первую очередь они сами) на власть. Когда у Центризбиркома потребовали разъяснений, почему Владимир Путин не уходит в отпуск на период предвыборной кампании, как положено госслужащему, ЦИК рассказал, что Путин не является госслужащим.
Абсолютно, между прочим, законно, здесь уж никаких тебе фальсификаций. Владимир Путин — он не совсем госслужащий, а «лицо, замещающее высшую государственную должность». Нанимателем его является как бы и не Российская Федерация, а президент (у президента — народ, что тоже позволило Дмитрию Медведеву не уходить в предвыборный отпуск, когда он возглавил список «Единой России»).
Про дебаты и прочие условности здесь уже и вспоминать неловко. Никто же не обязан участвовать в дебатах. «дабы дурь каждого видна была». Зачем вообще дебаты? Путина покажут множество раз в эфире и без того — как он посещает заводы или там целует мальчиков и осетров во все части тела, которые только пожелает. И покажут с умилением, номером один в вечерних новостях. Остальных тоже покажут — в специальном предвыборном блоке. Вот — Путин, вот — все остальные. Какое тут соперничество?
Посему и программа лидеру избирательной гонки особо не нужна — вся его деятельность в некотором смысле уже программа. Впрочем, здесь формальности были соблюдены — Путину завели специальный предвыборный сайт (известно, что премьер интернетом вообще-то не пользуется, но время такое, что все только в сети), на котором и появился названный «программой» документ.
Обещали, что Путин напишет эту программу сам. Если представленный публике набор тезисов и впрямь отражает представления премьера о том, как должен выглядеть «отец нации», то выглядит он странновато. Набор трюизмов в документе просто зашкаливает.
Пара примеров. «Как обустроить страну — решит народ» - выделено для лишней убедительности жирным шрифтом. Избыточное очевидно утверждение, поскольку по Конституции народ и так является сувереном. Далее подчеркивается, что некие «важнейшие» законопроекты и решения будут проходить «через широкое общественное обсуждение».
Или же обещает премьер, что в грядущем десятилетии «Россия станет страной, где комфортно жить и работать». Поспорить сложно, но что мешало сделать так за предыдущие без малого 12 лет, что нынешняя путинская команда находится у власти? Были более актуальные задачи? И так далее — перечислять можно долго.
Если бы граждане читали программы и воспринимали бы их всерьез, а конкуренты могли бы конкретизировать у наиболее сильного кандидата в президенты, как он собирается провести в жизнь то или иное благое пожелание — у кандидата Путина вряд ли бы остались шансы на избрание. Но соревноваться с самим собой крайне комфортно, ведь не надо никому ни на что отвечать и ни перед кем отчитываться.