будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 13, 2025
Страна
Нуреев Булат

То ли ангел пролетел, то ли мент родился

То ли ангел пролетел, то ли мент родился
98_02

Президент Путин взялся за модернизацию административной системы. И круто взялся, дав силовикам 10 дней для того, чтобы представить свои проекты по реформированию собственных ведомств. И подсказку дал, что проекты должны соответствовать «духу и принципу» проходящей в стране административной реформы.

Силовики сказали «есть» (кто у нас смеет отказать президенту?) и отправились разрабатывать планы собственного реформирования. А чтобы они были поинициативнее, через газету «Коммерсантъ» был организован «слив» информации о том, что у Кремля уже имеются собственные планы по реорганизации силовых ведомств. Президент в очередной раз сохранил собственное лицо и присущий ему стиль: реформа проводится как спецоперация, неожиданно и в короткие сроки, не давая контрагентам времени на размышление. И, как обычно, соблюден мушкетерский девиз: «Я дерусь, потому что дерусь», - цели и реальность, которая стоит за реформаторскими замыслами, неочевидны. В этом смысле, «дух и принцип» реформ соблюден: никто не знает, что и зачем делает.

Возьмем самый интересный из опубликованных замысел в этих реформах – создание муниципальной милиции, «предназначенной для охраны общественного порядка на территории муниципальных районов и городских округов». То, что с милицией нужно что-то делать, причем делать немедленно, – очевидно. Именно милиция у нас наиболее ясно воплощает насилие как государственный принцип (налоги как инструмент насилия никто, кроме бизнеса, не воспринимает, так как налоги у нас пока акцентированы на предприятия, а не на граждан). Милиционеров боятся не меньше, чем бандитов, следовательно, этот институт нуждается в общественной легитимации в первую очередь. И курс на создание муниципальной милиции, в принципе, был бы хорош. Но только если бы у нас существовали "муниципии" и местное самоуправление.

По замыслу, решение о создании муниципальной милиции должны принимать органы местного самоуправления и финансироваться милиция должна из местных бюджетов. По идее (здравой, но невыполнимой), общественная безопасность должна стать еще одним критерием при выборах глав городов, районов и поселков нашей необъятной родины. И все бы ладно, если бы не опасение, что этот критерий затеряется среди многих прочих, и так неочевидных российскому населению. Сложная хозяйственная жизнь "муниципий" (одни проблемы ЖКХ чего стоят), политическая и финансовая их беспомощность требуют изрядной доли смекалки и сознания для осмысленного электорального поведения во время местных выборов. А тут еще и милиция!

Между тем, если бы начальник местной милиции выбирался напрямую, наподобие шерифа в США (и желательно на вполне обозримой для гражданина территории его личной безопасности), эффект от этого нововведения был бы больше. Собственная безопасность и безопасность семьи - вещь куда более наглядная и ощутимая, чем городское и поселковое хозяйство, особенно если сделать прозрачным ее финансирование. Поэтому нет смысла зарывать эту функция в ворох прочих, отданных на откуп мэрам и главам районов и губеранторам. Нужно вынести ее в отдельную позицию и сделать предметом общественной коммуникации и инструментом присвоения ответственности населения за конкретную территорию.

Тем более, что у населения еще жива память об участковом милиционере, который хоть и назначался, но в своем поведении зависел от мнения общины ( "закон общественного мнения" зачастую мощнее государственного, смотри Джона Локка). А за участковым есть и еще более древние пласты памяти организации сельской общины. Существовал подобный институт в нашей жизни, и этим надо воспользоваться, как нужно воспользоваться любым институциональным рельефом на нашей территории. Так, родительские комитеты при школах компенсируют недостаток финансирования среднего образования. А при легализации этой практики они могли бы участвовать и в управлении образованием и его локальным бюджетом. Надо искать способ переноса форм общинной самоорганизации в другие области; здравоохранение и безопасность - наиболее очевидные из них.

Институт муниципальной милиции мог бы стать тем приводным ремнем, который запустил бы механизмы самоуправления. Но для этого реформу МВД нужно вписывать в более широкий, не административный, а культурный, контекст (это требование к проектировщикам реформ). А это значит - четче ставить собственные цели (и это уже требование к политике).

А пока на каждый президентский замысел приходится меланхолично спрашивать: «Скажите, д’Артаньян, это нужно лично Вам, или это нужно Королеве?»

Нуреев Булат
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).