18 февраля 1405 в городе Отрар натерритории нынешнего Казахстана по всей видимости – от скоротечной пневмонии нашестьдесят девятом году жизни скончался едва ли не самый могущественный в товремя на Земле монарх – Тимур бинТарагай Барлас или Тимур Гуркани или, согласно европейской традиции, Тамерлан,Тимур Ленг, т.е. хромой. Этот пользовавшийся неограниченной властью на огромнойтерритории человек завещал похоронить себя в родном Шахрисябсе (ныне – город вУзбекистане), где для этого даже загодя были построены вполне достойныепокойного сооружения. Однако всякая власть дается Аллахом лишь до мига смерти,но никак не далее – и даже это простое желание Тамерлана в итоге осталось невоплощенным.В силу обстоятельств немедленно начавшейся династической свары, похоронен онбыл прямо в своей столице, т.е. в Самарканде, в мавзолейном комплексеГур-и-Эмир, воздвигнутым не пережившим деда внуком Тамерлана Мухаммед-Султаном,причем не в качестве усыпальницы, а как учебно-богословский центр. Пришлось,однако, Гур-и-Эмир стать именно усыпальницей – фамильной усыпальницей покрайней мере трех поколений Тимуридов, под плитами которой нашли свой покойсыновья и внуки Тамерлана, в том числе и знаменитый астроном Мухаммед ТарагайУлугбек, строитель самаркандской обсерватории и автор лучшего звездного атласатого времени. Именно Улугбек, кстати говоря, в годы своего правлениязначительно украсил мавзолей и, в частности, поставил над могилой дедапривезенное из похода на Китай темно-зеленое нефритовое надгробие с двуязычной(арабо-персидской) надписью:
"Эта гробница великогоСултана, милостивого хакана Эмира Тимура Гургана; сына Эмир Тарагая, сына ЭмирБергуля, сына Эмир Айлангира, сына Эмир Анджиля, сына Кара Чарнуяна, сына ЭмирСигунчинчина, сына Эмир Ирданчи-Барласа, сына Эмир Качулая, сына Тумнай Хана.Это 9 поколение.
Чингиз-Хан происходит из того жерода, от которого происходят деды достохвального султана, погребённого в этойсвященной и прекрасной гробнице: Хакан-Чингиз - сын Эмир Майсукай-Бахадура,сына Эмир Барнан-Бахадура, сына Кабул-Хана, сына упомянутого Тумнай-Хана, сынаЭмир Байсунгары, сына Кайду-Хана, сына Эмир Тутумтина, сына Эмир-Бука, сынаЭмир-Бузанджара.
Кто желает узнать дальше, дабудет тому известно: мать последнего звали Аланкува, которая отличаласьчестностью и своей безукоризненной нравственностью. Она однажды забеременела отволка, который явился к ней в отверстие комнаты и приняв образ человека,объявил, что он потомок повелителя правоверных Алия, сына Абу-Талиба. Этопоказание, данное ею, принято за истину. Достохвальные потомки её будут владетьмиром вовеки.
Умер ночью 14 Шагбана 807 года"
Эта официальная генеалогическаязапись, однако, исполнена лжи. В действительности Тамерлан не являлсячингизидом, что заставляло его долгие годы, будучи фактическим правителемогромной империи, формально титуловаться лишь эмиром той или иноймарионетки-чингизида – прежде, чем нехитрая подчистка прошлого позволила емуустранить данное неудобство. (Нам эта проблема знакома по истории татарскихвторжений на Русь – ни Мамай (поход 1380), ни Едигей (поход 1408) не былиформальными монархами Орды по той же точно причине.)
Как бы то ни было, Тамерлан вреальности очистил от чингизидов власть в Средней Азии, основав собственнуюдинастию тимуридов и рассадив своих потомков по крупным владениям края. Витоге, власть обрела конфигурацию, похожую на ту, что имели русские земли в ХI-ХV веках, где правили десяткидальнеродственных рюриковичей. Знакомым нам образом, хаотичная борьба всехпротив всех началась там незамедлительно – фактически уже сын Тимура, Шахрух,стал последним единым правителем государства. Все это вело к известному финалу,и беда пришла к тимуридам примерно оттуда же, откуда на Русь в ХIII веке: предводителькочующих узбеков чингизид Мухаммад Шейбани-хан на рубеже ХV-ХVI веков очистил от тимуридов Фергану и Мавераннахр. Кстатисказать, последним, наиболее упорным противником Шейбани-хана стал великийписатель Захир ад-Дин Мухаммед Бабур (5 колено от Тамерлана) – еще одинвыдающийся представитель этого богатого на таланты рода. Именно Бабур,изгнанный узбеками в Афганистан, повторил поход своего прапрадеда в Индию,также разбив в решающей битве войска Делийского султана. Не имея, однако, какТимур возможности вернуться в Самарканд или родной Андижан, Бабур неограничился грабежом, а вынужден был обосноваться в грязной, но богатой Индиинасовсем – так родилась империя Великих Моголов, но это уже совсем другаяпесня.
Мы же вернемся в Самарканд радиодного из двух эпизодов, связывающих Тамерлана с русской историей. Речь идет овскрытии могилы завоевателя экспедицией А. А. Семенова, аккурат накануне началаВеликой Отечественной войны.
Обычно приводится записанный врайоне 2000 г.рассказ об этом полулегендарном событии участника экспедиции ташкентскогокинооператора Малика Каюмова в той или иной версии:
"Собственно раскопки начались 16 июня. Сначала были извлечены останкисыновей Тамерлана – Шахруха и Мираншаха. Восемнадцатого июня – его внуковМухамад-Султана и Улугбека. Девятнадцатого наступил самый ответственный момент:стали вскрывать гробницу Тамерлана. Помню, кто-то из членов комиссии, скореевсего, востоковед Семенов перевел надпись на нефритовой надгробной плите:"Всякий, кто нарушит мой покой в этой жизни или в следующей, будетподвергнут страданиям и погибнет". В ответ раздались смешки, комментариитипа "Нас не запугаешь!", но на душе – сужу по себе – было муторно.
Когда же попытались стащить каменную глыбу с могилы Тамерлана,лебедка сломалась. Да так, что починить ее, сколько ни мучились, не удалось.Пришлось звать подмогу. Плиту кое-как сдвинули вручную.
Под ней оказался герметично закрытый каменный саркофаг. С нимпровозились еще несколько часов. А когда, уже двадцатого июня, его, наконец,открыли, подземелье наполнилось удушающе-густым запахом розового масла и ещекаких-то благовоний.
Внутри саркофага был еще один гроб, но уже обычный, деревянный. Но толькомы его увидели, как все прожекторы погасли <…>
Начальство, помню, тоже занервничало, стало требовать немедленноналадить освещение. Бедный электрик никак в толк взять не может, что случилосьсо сто крат проверенными генераторами. Зажгли какие-то факелы, пару керосиновыхламп. От них по земляным стенам огромные тени заколыхались, и вдруг так душностало, будто кто-то из склепа весь воздух выкачал.
Пока электрик возился с внезапно вышедшими из строя генераторами ипрожекторами, я решил унять внутреннюю дрожь, выпив горячего чая.
Вошел в ближайшую чайхану, смотрю – там три древних старика сидят.Я еще отметил про себя: похожи друг на друга, как родные братья. Ну, я приселнеподалеку, мне чайник и пиалу принесли. Вдруг один из этих стариков иобращается ко мне: "Сынок, ты ведь из тех, кто вскрывать могилу Тамерланавздумали?" А я возьми да и скажи: "Да я в этой экспедиции самыйглавный, без меня все эти ученые - никуда!" Шуткой решил свой страхотогнать. Только, смотрю, старики в ответ на мою улыбку еще больше нахмурились.А тот, что заговорил со мной, к себе манит. Подхожу ближе, смотрю, в руках унего книга – старинная, рукописная, страницы арабской вязью заполнены. А старикпо строчкам пальцем водит: "Вот смотри, сынок, что в этой книге написано."Кто вскроет могилу Тамерлана - выпустит на волю духа войны. И будет бойнятакая кровавая и страшная, какой мир не видал во веки вечные". Я попросилстарцев пойти со мной. Показать книгу руководителям экспедиции, поведать им опредостережении.
К старикам вышли Айни (СадриддинСаид-Муродзода Айни (1878-1954) – классик таджикской литературы ХХ века, вюности получил правильное религиозное образование, а следовательно, умел читатьи по-арабски тоже – Л.У.) и Семенов (АлександрАлександрович Семенов (1873-1958) основатель Ташкентского университета,выдающийся востоковед, владевший, разумеется, средневековыми персидским иарабским языками в совершенстве – Л. У.) . И писатель, и ученый выслушалинезваных визитеров со скучающими лицами, повертели в руках книгу и вынесливердикт: "Ерунда! Идите, отцы, по домам и не смущайте народ всякимибреднями!" Но старцы не ушли, а продолжали умолять: "Одумайтесь! Нетрогайте прах Тамерлана!" Тогда Айни, разгневавшись, схватил трость изамахнулся ею на стариков. Те повернулись и ушли...
К полудню следующего дня – это было 21 июня – генераторызаработали. Сами собой. Электрик только разводил руками: полсуток он возился сними, пытаясь найти поломку. Все было в порядке, но агрегаты ток давать нежелали – и все тут. И вдруг...
Мы снова спустились в подземелье, где от вчерашнего удушающего запаха неосталось и следа. Вскрыли деревянный гроб. Несмотря на то, что тело Тамерланабыло послe смерти забальзамировано, мягкие ткани полностью истлели. Осталсятолько скелет. Но и по нему ученые доподлинно установили: останки принадлежатТамерлану.
Об этом свидетельствовал и небывалый для представителеймонголоидной расы рост - выше 180 сантиметров, и изуродованная голень, из-закоторой Тимур получил свое прозвище Железный Хромец, и деформированный пятыйпозвонок - родовой "признак" всех тимуридов. Антрополог Герасимов,внимательно рассмотрев череп, уложил реликвию в деревянный ящик с мелкойстружкой.
Ящик он взял с собой в гостиницу, куда мы возвращались довольные ивеселые. Ну как же, главная цель экспедиции выполнена! Какая удача, какойуспех! А утром нас, отсыпавшихся после плодотворной ночи, разбудил крик:"Война! Война началась!" Экспедицию быстро свернули, Семенов иГерасимов уехали, увезя с собой череп Тамерлана".
Как бы то ни было, но антрополог-реконструктор М. М. Герасимов смог потомвосстановить по черепу скульптурный портрет завоевателя и его ближайшихпотомков. Любопытно, что сам Тамерлан был ярко выраженным монголоидом, тогдакак его внук Улугбек уже ничем монголоида не напоминал. Имело или не имеломесто мистическое влияние останков Тамерлана на ход истории, мы не знаем, нофакт остается фактом – вернулись в Гур-и-Эмир кости покойного аккурат к моментуперелома в Сталинградской битве – 19 ноября 1942 г.