За сутки, которые прошли с момента аварии во Внуково самолета c президентом концерна Total Кристофом де Маржери на борту, у следствия появилось несколько наиболее проработанных версий произошедшего.
Пока в приоритете - человеческий фактор, причем роковую ошибку, скорее всего, совершили работники аэропорта. Иначе, впрочем, объяснить столкновение самолета со снегоуборочной машиной на взлетно-посадочной полосе просто невозможно.
Изначально распространилась версия о том, что во всем виноват не вовремя выехавший на взлетно-посадочную полосу 60-летний водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, который, якобы, был к тому же пьян. Он был даже задержан, решение об аресте в среду должен принять Басманный суд столицы. Но адвокат подозреваемого заявил, что тот никогда не был замечен в пристрастии к алкоголю, вдобавок перед выходом на работу, как и положено, прошел медицинский осмотр. Впрочем, источники "Интерфакса" утверждают, что в крови Мартыненко все-таки были обнаружены следы алкоголя и тот признал, что выпил кофе с ликером. Защитник пообещал провести независимое исследование крови своего подопечного, чтобы доказать его невиновность.
На допросе Мартыненко, который проработал во Внуково 10 лет, признал, что мог стать виновником аварии. Видеосюжет с задержанным утром показали по "Первому каналу". "Когда я потерял ориентир, сам не заметил, когда я выехал на взлетную полосу", - признается он. "Самолет шел на взлет, и я его практически не видел и не слышал, потому что техника работает", - объяснил водитель снегоуборочной машины.
Второй главный подозреваемый - диспетчер, который управлял рулением самолета и давал ему команду на взлет. Опять же по неподтвержденной информации, команды пилоту самолета отдавал стажер. Следственный комитет на всякий случай пообещал проверить также и всех диспетчеров на содержание алкоголя и наркотиков в крови.
Впрочем, диспетчеров, как и других сотрудников аэропорта, перед началом смены проверяет врач, а в зале, где они работают, идет видеонаблюдение, так что выпить прямо на рабочем месте достаточно затруднительно. Диспетчер-стажер, согласно закону и правилам, мог отдавать команды только под контролем более опытного коллеги-инструктора. Вдобавок ко всему, Внуково - правительственный аэропорт, а значит его сотрудники проходят двойной контроль, помимо обычных процедур свои стандарты есть у ФСБ и ФСО.
Сразу после аварии множество источников различных информационных агентств поспешили сообщить, что Внуково давно имел плохую репутацию и в профессиональной сфере был известен как самый плохой аэропорт столичного авиаузла. В целом с такой постановкой вопроса пока согласны и официальные ведомства. Заместитель министра транспорта Валерий Окулов после посещения места аварии прямо охарактеризовал происходящее во Внуково как "раздолбайство".
Действительно, если у водителя снегоуборочной машины была возможность выехать на ВПП в момент взлета самолета, значит на аэродроме не все в порядке, как минимум, с сигнализацией и освещением.
Проводить расследование авиакатастрофы будет Следственный комитет при поддержке Межгосударственного авиационного комитета. Известно , что вести расследование будет следователь, который занимался крушением самолета Качиньского под Смоленском, сообщают Новости Смоленска. Своих специалистов в Москву уже прислал Париж: в Россию прибыл уполномоченный представитель Франции и пять его помощников. МАК пообещал не вскрывать черные ящики упавшего самолета без французских специалистов, хотя это скорее символический жест, вряд ли на самописцах есть какая-то информация, которая сможет как-то изменить ход расследования.
Конечно, уже появились сторонники конспирологических теорий - ведь сложно себе представить менее подходящее время и место для гибели Кристофа де Маржери, во всяком случае с точки зрения руководства России.
Кристоф де Маржери возглавил французский энергетический гигант Total в 2007 году. Все время своей работы на посту он был большим энтузиастом сотрудничества с Россией. Группа Total вложила в разведку Штокманского месторождение около трети миллиарда долларов, пыталась добывать нефть в Поволжье, участвовала еще во множестве проектов.
Де Маржери был уверен, что Европе и Америке нельзя вводить санкции против Москвы. Он считал, что Крым для России - примерно тоже самое, что Эльзас и Лотарингия для Франции (регион в XIX-XX вв четырежды переходил от Франции к Германии и обратно), а экономические санкции толкают Россию в объятия Китая, что Европе не выгодно.
Не стоит, конечно, забывать о том, что санкции поставили под вопрос строительство завода по сжижению газа на Ямале, для завершения которого необходимы европейские технологии, которые сейчас запрещено передавать России. Фактически строительством завода занимается именно Total.
После гибли Кристофа де Маржери совет директоров Total может свернуть сотрудничество с Россией. Де Маржери был известен как замечательный переговорщик, а теперь вести дела с руководством страны и выстраивать хорошие отношения будет некому.
В среду стало известно об избрании нового руководство компании Total. Генеральным директором стал Патрик Пуянне, президентом концерна избран Тьерри Демаре. Ранее Пуянне занимал в Total пост главы подразделения нефтепереработки, Демаре возглавлял совет директоров.