В ночь на вторник в московском аэропорту «Внуково» разбился бизнес-джет Dassault Falcon, на борту которого находился глава французской нефтяной корпорации Total Кристоф де Маржери.
По предварительным данным, на взлетно-посадочной полосе произошло следующее: вылетающий в Париж самолет набрал скорость, задел передней стойкой шасси снегоуборочную машину, оказавшуюся на его пути, после чего загорелся и рухнул вниз. По данным МЧС, обломки самолета разбросало в радиусе 200 метров.
По тревоге были подняты расчеты службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов аэропорта, которые незамедлительно приступили к тушению пожара, однако самолет сгорел полностью и людей спасти не удалось.
Жертвой авиакатастрофы стали все четыре человека, находившиеся на борту. Помимо де Маржери, погибли также два пилота и стюардесса. Все они были гражданами Франции. При этом водитель снегоуборочной машины не пострадал, хотя первоначально сообщалось, что он также стал жертвой столкновения.
«20 октября примерно в 23:57 в аэропорту Внуково-3 при взлете четырехместный самолет Falcon, следовавший рейсом Москва - Париж, задел автомобиль спецтехники, загорелся и рухнул на взлетно-посадочную полосу», - сообщил ТАСС представитель российского Следственного комитета Владимир Маркин.
Он также добавил, что водитель снегоуборочной машины, с которой столкнулся французский Falcon, был пьян. Его уже допрашивают следователи.
Отметим, что пресс-служба Total уже подтвердила факт гибели своего исполнительного директора. Ранее неофициальную информацию о том, что среди погибших в авиакатастрофе - глава французского нефтяного гиганта, подтвердили в пресс-службе «Внуково».
Известно, что де Маржери находился в Москве в командировке - он участвовал в ежегодном собрании консультативного совета по иностранным инвестициям с участием премьер-министра Дмитрия Медведева.
Эксперты, приступившие к расследованию авиакатастрофы во «Внуково», уже выдвинули три основные версии случившегося. Как сообщил «Интерфаксу» источник в экстренных службах, в качестве основных причин рассматривают неблагоприятные метеоусловия, отказ авионики, а также человеческий фактор.
Отметим, что следователи московского управления СКР на транспорте в качестве приоритетной рассматривают именно последнюю версию. По их словам, причиной авиакатастофы могли стать ошибка пилотирования, нарушение правил движения транспорта на территории аэропорта, а также неверные действия диспетчерских служб. Впрочем, в СКР не исключили, что неблагоприятные погодные условия также могли сыграть решающую роль в трагедии.
Отметим, что над аэропортом почти сутки держится густой туман, к тому же, ночью шел дождь. Эксперты предположили, что пилот просто не заметил на своем пути снегоуборочную технику.
По данным «Внуково», Falcon 50 выполнял взлет со взлетно-посадочной полосы № 1 в условиях метеорологической видимости 350 метров. 20 октября сообщалось, что московские аэропорты из-за тумана работают в режиме «по фактической погоде». Это значит, что командиры экипажей сами принимают решение о возможности посадки в аэропорту назначения, исходя из опыта и метеорологического минимума, или об уходе на запасной аэродром. Несколько самолетов, которые должны были приземлиться во «Внуково», в итоге сели в «Шереметьево» и «Домодедово».
«Жуткое, трагическое стечение обстоятельств. Они поздно заметили друг друга. Человеческий фактор, кто-то на что-то отвлекся. Видимость нельзя назвать хорошей или плохой. Нижний край метеорологической видимости — 350 метров, нормальная видимость для выполнения полетов. В этот момент взлетали и садились другие воздушные суда», - заявила НТВ руководитель пресс-службы аэропорта Внуково Елена Крылова.
С взлетно-посадочной полосы уже убрали обломки самолета. Третий терминал аэропорта «Внуково» теперь работает в штатном режиме. Отметим, что из-за катастрофы четыре рейса вылетели из Москвы с сильным опозданием.
Московские следователи возбудили по факту крушения уголовное дело по статье 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»). Кроме того, рассматривается вопрос об отстранении ряда сотрудников «Внуково» от работы на период расследования уголовного дела.
Первоначально сообщалось, что расследованием авиакатастрофы руководит глава Росавиации Александр Нерадько. Однако в самом ведомстве опровергли данную информацию, отметив, что техническим расследованием занимается Межгосударственный авиационный комитет с привлечением специалистов заинтересованных ведомств и специалистов аэропорта «Внуково».
В настоящее время следователи осматривают место происшествия, изымают технические документы на самолет и пробы топлива из заправщика. Кроме того, они допрашивают сотрудников «Внуково» в качестве свидетелей. С места авиакатастрофы уже изъяты два черных ящика. Следователи надеются, что прояснить ситуацию помогут и установленные в аэропорту видеокамеры.
Президент России Владимир Путин выразил соболезнования в связи с гибелью де Маржери. Скорбят о погибшем и во Франции - премьер-министр Мануэль Вальс назвал де Маржери «полководцем промышленности» и отметил, что страна потеряла выдающегося человека, который превратил корпорацию Total в мирового гиганта. Он также выразил соболезнования родным и близким погибшего.
После гибели де Маржери наиболее вероятными кандидатами на пост генерального директора Total называют двоих высокопоставленных менеджеров корпорации - Филиппа Буассо и Патрика Пуянне. Об этом в эфире радиостанции France Info заявил эксперт по французской нефтяной отрасли Эмманюэль Кюни.
По его словам, в Total принято назначать главу корпорации из числа ее высокопоставленных работников, чтобы все служебные секреты не покидали стен фирмы. Филипп Буассо на данный момент занимает пост маркетингового директора и, по сути, считается вторым человеком в иерархии корпорации. Еще одним претендентом на должность гендиректора Total является Патрик Пуянне - нынешний директор отдела нефтепереработки. Отметим, что после трагической гибели Кристофа де Маржери акции Total на фондовой бирже в Париже подешевели на 2,2%.
Крупнейшая французская нефтяная компания Total работает в России с 1991 года, реализуя ряд проектов в области разведки и добычи углеводородов, маркетинга и трейдинга. К 2020 году Total планирует удвоить добычу углеводородов в России, доведя ее до 10% от своей общей добычи.
Как отмечают СМИ, погибший Кристоф де Маржери был единственным из представителей крупнейших нефтегазовых компаний, кто открыто высказывался против введения западных санкций в отношении России.
«Россия - это партнер, и не стоит тратить время на защиту от соседа... Мы стремимся снизить зависимость от какой-то одной страны, неважно какой. Не от России, которая неоднократно нас выручала», - заявлял он ранее в интервью иностранным агентствам.
В августе 2014 года де Маржери назвал включенного в санкционный список США российского бизнесмена, владельца Volga Group Геннадия Тимченко, своим другом. Отметим, что Total и Volga Group являются совладельцами газового концерна «Новатэк».
Де Маржери также заявлял, что французская компания работает в нефтегазовом бизнесе в России уже 20 лет и не намерена сворачивать свою деятельность. Тем не менее, в сентябре из-за западных санкций Total все пришлось приостановить сотрудничество с российской компанией «Лукойл» по совместной разработке месторождений в Западной Сибири.