Слухи об отставке главы СВР Фрадкова и заменой его на главу АП Нарышкина, став реальностью, имели бы самые неприятные последствия. Символически обнулились бы «героические разведчики», с которыми пел Путин, во главе с Анной Чапман. И был бы создан рукотворный конфликт элит накануне выборов.
Отставка главы Торгово-промышленной палаты России Евгения Примакова была событием ожидаемым. Примаков не самый юный российский политик. Медицинским опять же фактом является рассуждение, что при нем ТПП не играла значительной роли в госуправлении. Тем удивительнее многочисленные слухи о масштабных перестановках, которые повлечет за собой отставка Примакова.
«В президиуме ТПП называют несколько кандидатов, среди них — вице-президент палаты Сергей Катырин и министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Но основной кандидат на эту должность, как рассказали «Ведомостям» сразу несколько кремлевских чиновников, — руководитель СВР Михаил Фрадков. По словам одного из них, возможный переход Фрадкова в ТПП обсуждается уже несколько месяцев, поскольку вызвал разногласия между премьером и президентом и их аппаратами. В частности, в администрации президента сомневались в способности Фрадкова превратить ТПП в реальную площадку для привлечения инвестиций», - пишет газета «Ведомости».
Замена в ТПП такого рода довольно интересна в нескольких смыслах. Первый из которых состоит в том, что профессионализация управленцев в принципе не является приоритетом властей. Пасьянс госменеджеров раскладывается то так, то эдак, и никто не в силах предсказать, куда перекинут конкретного "универсального технократа" в следующий момент. Фрадков, проработавший большую часть жизни в министерстве внешней торговли (в разных качествах), может вдруг сделаться страховщиком (был председателем правления «Ингосстраха»), затем главой Налоговой полиции, потом премьер-министром, затем — главой службы внешней разведки. А теперь еще и главой ТПП — при частичном пересечении компетенций, объяснить такие карьерные скачки государственной логикой невозможно. Разве воспользоваться ключевым словом «торговля и промышленность», как что-то объясняющим.
Во-вторых, с точки зрения государственной отставка Фрадкова с поста главы СВР выглядит не то что неудобно, но просто издевательски. ТПП и СВР равны только по количеству букв в аббревиатурах — пост директора СВР существенно выше в иерархии государственной власти. Получается, что по чиновной практике взята полугодовая пауза после последнего крупного провала чиновника, после чего его отправляют на наиболее удобную вакантную должность. Обычно — с понижением, формальным или неформальным. Иногда увольняют и вовсе в никуда: обычно в случае вовлеченности в крупный хозяйственный или административный конфликт (яркий пример — московский мэр Юрий Лужков). Здесь в истории с потенциальной отставкой Фрадкова ключевым словом является «провал».
Летом 2010 года сразу десяток российских вроде бы агентов были обнаружены американскими спецслужбами. Заокеанская пресса вдоволь насмеялась над шпионами, которые не соблюдали элементарных правил конспирации, включая агентурную переписку на популярных интернет-сервисах. Наши вроде бы агенты были обменяны на четырех американских вроде бы агентов. После чего пропали из поля зрения — российские власти, видимо, решали, что с горе-разведчиками делать. Финальное решение было делать вид, что агенты натурально штирлицы и джеймсы бонды (см. Награда нашла провалившихся). «Коммерсант» каким-то образом достал историю про предателя, который раскрыл агентурную сеть.
И вот эта история будет обнулена в случае отставки Фрадкова. Лаг в несколько месяцев не оставит сомнений — провал вызван не предательством или коварным расчетом западных спецслужб на срыв «перезагрузки», а некомпетентностью руководства разведки (проще говоря — ее полным развалом) и, весьма вероятно, самих агентов.
Вакансия руководителя администрации президента чревата уже не только символическим ущербом. И дело не соображении, высказанном источником «Ведомостей» «в окружении Медведева» («До выборов 2012 г. менять главу администрации глупо и рискованно»). При наличии в Кремле нескольких альтернативных и ярко выраженных центров силы, находящихся в непростых отношениях, пустующее кресло главы администрации провоцирует конфликт элит. А ведь имеется еще и аппарат Белого дома, и разнообразные силовики.
Однако же слухи ходят. Слухи есть такое же средство аппаратных разборок, как и нашептывание доверенного лица или репортаж на центральном ТВ. То есть — с большой вероятностью интрига в информации «Ведомостей» имеется, но совершенно иного, а не заявленного свойства. Сигнал послан — и где-то его уже расшифровали. Опять-таки слово «выборы» здесь нелишнее с конкретизацией «формат транзита власти, договоренности и персональный состав в 2012 году». То есть сейчас любой «слив» из-за кремлевской стены так или иначе посвящен вопросу кто, куда на каких условиях сядет в ближайшие шесть лет.