Около 0:15 10 апреля в Подмосковье грузовик врезался в столб. Это событие вряд ли получило бы широкую огласку, если бы грузовик не ехал по Каширскому шоссе, а столб не был опорой моста, по которому проходит Павелецкое направление Московской железной дороги. Мост после ДТП несколько просел, и из трех путей один стал непригоден для проезда поездов.
В результате Каширское шоссе оказалось перекрыто, поезда шли с задержками, а некоторые аэроэкспрессы, которые ходят раз в полчаса с Павелецкого вокзала столицы в аэропорт «Домодедово», были вообще отменены. 11 и 12 апреля будут отменены по шесть пар аэроэкспрессов в день — обычно до аэропорта «Домодедово» в день ходит 36 пар поездов.
Московская железная дорога старается как можно быстрее наладить движение поездов по Павелецкому направлению, а власти Московской области организовали движение наземного транспорта — место ДТП будет перекрыто, по крайней мере, до пятницы.
Происшествие, несмотря на бурную реакцию москвичей, сложно назвать транспортным коллапсом. Каширское шоссе — это старая дорога, которая проходит через множество городов и деревень. Она имеет более современный дублер — трассу М4 «Дон», ДТП произошло как раз в районе пересечения двух дорог. По трассе «Дон» правительство Московской области и организовало объезд заблокированного Каширского шоссе.
Возможность доехать до аэропорта «Домодедово» на аэроэкспрессе сохраняется — отменен только каждый шестой поезд, а автомобильному транспорту вообще ничего, кроме пробок, не мешает — дорога в аэропорт отходит от Каширского шоссе почти сразу после МКАДа.
Научный руководитель научно-исследовательского института транспорта и дорожного хозяйства Москвы Михаил Блинкин в беседе с «Полит.ру» объяснил, что проблемы возникли из-за того, что на железной дороге не были приняты достаточные меры для защиты инфраструктуры. «Высота осветительной мачты известна, расстояние до железнодорожного полотна известна, а значит, все это должно было быть предусмотрено на инженерном уровне. По таким катастрофическим ситуациям, собственно, и выясняется, хорошо или плохо устроена инфраструктура. Был выявлен конкретный недостаток. Вероятность того, что столб свалится на рельсы, конечно, минимальна, но не нулевая. Должны были быть предприняты какие-то инженерные меры, чтобы даже на такой случай этот столб не мог упасть на рельсы или провода».
Собеседник «Полит.ру» также отметил, что, несмотря на произошедший инцидент, железные дороги достаточно надежны: «В принципе, у них гораздо больше порядка, чем на автомобильных дорогах, и они принимают очень серьезные меры в расчете на различные глупости. Но даже с учетом этого здесь недосчитались».
Особое возмущение граждан, как обычно, вызвали таксисты, которые тут же увеличили цены на свои услуги из-за повышения спроса. Однако если посмотреть на их действия с другой стороны, можно сказать, что увеличением цен таксисты отсекают тех, кто не сильно нуждается в их услугах, и остаются свободными для людей, которым и правда необходимо на полчаса или час раньше оказаться в аэропорту — то есть, в основном, опаздывающим пассажирам.
В самой компании «Аэроэкспресс» сообщили, что только один человек опоздал на самолет из-за отмен и задержек электропоездов с Павелецкого вокзала до аэропорта. Пресс-служба «Аэроэкспресса» заверила, что ему помогли приобрести другой билет, и он уже прибыл в место назначения.
Между тем от отмены поездов чуть не пострадал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, которого ввел в заблуждение Департамент транспорта Москвы.
«Я, естественно, здравомыслящий человек, читаю новости, увидел, что фура въехала в опору, но увидел сообщение столичного Департамента транспорта, что на график движения аэроэкспрессов это не повлияет. У меня был куплен электронный билет на аэроэкспресс заранее, и я со спокойной совестью поехал на Павелецкий вокзал, — рассказал Шкуматов радио «Коммерсант FM». — Какое же было мое удивление, и не только мое, а довольно большого количества людей, когда первое, что мы услышали, когда вошли на Павелецкий вокзал, было объявление о том, что аэроэкспрессы отменяются».
В чем-то похожая ситуация произошла в Москве три года назад, в июне 2010. Тогда, правда, вместо аэропорта «Домодедово» был «Шереметьево», а вместо ДТП с грузовиком — неожиданное решение мэрии перекрыть четыре из шести полос моста, по которому проходит Ленинградское шоссе над Октябрьской железной дорогой в Химках. Мэрия заявила тогда, что путепровод находится в аварийном состоянии и требует срочного ремонта. Таким образом незадолго до поворота к аэропорту «Шереметьево» было открыто только по одной полосе в каждую сторону.
Неожиданное начало ремонта вылилось в колоссальные пробки на Ленинградском шоссе, которое и без ремонтных работ является одним из самых загруженных в городе. Тогда единственным спасением желающих вовремя добраться до аэропорта москвичей стал аэроэкспресс — на время ремонта было увеличено количество поездов в расписании.
Вскоре оказалось, что мэрия Москвы не имеет права вот так запросто перекрывать две трети федеральной трассы, это требует согласования с российскими властями. Генпрокуратура заявила, что ограничение движения на 24 километре Ленинградского шоссе было незаконно, поскольку об этом не были предупреждены ни население, ни дорожные организации, а также следовало возвести временный мост или другой путь объезда. Потребовалось личное вмешательство Владимира Путина для того, чтобы открыть движение еще по двум полосам, оставив перекрытыми лишь две.
Неожиданный ремонт моста через Октябрьскую железную дорогу был, фактически, последним градостроительным провалом Юрия Лужкова — вскоре президент Дмитрий Медведев отправил его в отставку и 21 октября 2010 года мэром Москвы стал Сергей Собянин. Эпопея с мостом через железную дорогу закончилась за неделю до назначения нового мэра: 15 октября движение было возобновлено в полном объеме.
Сейчас путепровод через Октябрьскую железную дорогу на 24 километре Ленинградского шоссе в программе Москомархитектуры по реконструкции вылетных магистралей значится в разделе «предусматривается корректировка уже имеющейся или разработка новой проектной документации», то есть его беды в октябре 2010 года не закончились.
ДТП на Каширском шоссе выгодно отличается от того, что происходило на Ленинградке три года назад. У Каширки есть трасса М4 — широкая дорога-дублер, на Павелецком направлении три главных пути, и даже выход из строя одного из них выливается в опоздания поездов, но не становится катастрофой. Дорога к аэропорту «Домодедово» вовсе идет в других краях. Да и москвичи, которые летом 2010 года проклинали Лужкова и всех его строителей, сегодня, похоже, ни на кого не злятся.