Владимиру Путину надоела постоянно ухудшающаяся репутация России за рубежом, и он решил создать Национальный информационный центр (НИЦ), который будет заниматься работой с иностранными СМИ. Ожидается, что центр будет создан в феврале, как раз перед президентскими выборами. Возглавить наблюдательный совет НИЦ Путин попросил своего давнего друга и тренера по дзюдо Василия Шестакова.
Шестаков является депутатом Госдумы от партии «Справедливая Россия». Когда-то он вместе с Путиным написал книгу под названием «Дзюдо. История, теория и практика». И, как отмечает британская газета Guardian, «судя по фотографии, опубликованной в «Независимой газете», на которой видна его мощная шея, с Шестаковым лучше не спорить».
По данным «Коммерсанта», одним из сторонников создания нового центра прессы и информации стал акционер Evraz Group и владелец клуба «Челси» Роман Абрамович. Он, а также президент группы «Спасские ворота» Борис Хаит были привлечены к финансированию НИЦ, обошедшегося в несколько миллионов долларов.
Президентом НИЦ станет Александр Потехин – президент «Комсомольской правды в Санкт-Петербурге» и бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга.
Национальный информационный центр арендует тысячу квадратных метров в здании по адресу Старая площадь, 10, которое кроме него занимает Российский союз промышленников и предпринимателей. Там будут проходить различные мероприятия для российских и иностранных журналистов, а также их встречи с кремлевскими чиновниками. Предполагается, что НИЦ будет представлять собой «открытую площадку для журналистов». Членом наблюдательного совета центра предложено стать главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову.
Отметим, что это уже не первая попытка российских властей заняться улучшением имиджа России. В 2007 году на рекламу России за рубежом из госбюджета было выделено 137 млн. рублей. Для сравнения: по независмым оценкам, на проведение саммита G8 в Санкт-Петербурге, одной из основных целей (если не главной) которого было как раз улучшение образа России за рубежом, было потрачено приблизительно $250 млн.
В октябре прошлого года сообщалось, что Минэкономразвития предлагает создать госкорпорацию – Специализированное агентство по привлечению инвестиций, главной задачей которого будет пиар России во всем мире. Таким образом чиновники МЭРТа задумали решить проблему, которая заключается в том, что инвестиционный имидж нашей страны в глазах инвесторов хуже инвестиционного климата. Правда, с тех пор о проекте экономистов из правительства ничего не слышно.
См. также: Госкорпорация «Светлый образ»
Предыдущие попытки создать положительный образ России за рубежом нельзя назвать удачными. Запущенный в 2005 году на государственные деньги англоязычный телеканал Russia Today (бюджет $30 млн в год), по оценке экспертов, не смог зарекомендовать себя заслуживающим доверия источником информации, поскольку деятельность российских имиджмейкеров сильно напоминает советскую пропаганду. Примечательно, что для осуществления своего проекта Министерство экономического развития планировало привлечь какое-нибудь крупное иностранное рекламное агентство, выбранное на конкурсной основе.