Агитка
Каждый раз, когда я попадаю в московские пробки сам или слышу о них раздирающие душу истории, возмущенный разум экономиста вскипает от происходящей нелепицы. Ведь очевидно, что с появлением большого количества машин
Эта дискриминация может быть административной, и тогда проедут привилегированные: синие ведерки, блатные номера, крутые тачки и др. Или можно пользоваться простой советской очередью, отдав предпочтение тем, у кого есть время и желание в ней стоять. Проведя 70 лет в очередях, наши горожане сходу выбрали этот путь. Но ведь и намучились они от очередей больше всех на планете. И потому странно, что люди, сменившие пустые советские прилавки на роскошные торговые центры, могут без тошноты выстаивать в автомобильных очередях.
Возмущение экономиста вызывают и обещания ликвидировать пробки с помощью дорожного строительства. Это сродни уже не унылому социализму, создающему дефицит песка в пустыне, а азартному коммунизму, обещавшему изобилие по потребностям.
Хотя производство следует развивать, а дороги строить.
Остается денежная дискриминация, она же самый простой и удобный выход. Если вы много зарабатываете и у вас каждая минута на счету, вас она не затруднит. Если вы не можете позволить себе ежедневные поездки на машине, вы сделаете это, когда автомобиль будет вам особенно нужен. Если у вас денег еще меньше, вы воспользуетесь автомобилем только для семейного отдыха в выходной день или в исключительных случаях. Или расстанетесь с автомобилем и будете от случая к случаю пользоваться такси. Или станете зарабатывать больше, потому что автомобиль для вас – всё. Но, когда бы вы ни воспользовались своим автомобилем или такси, вы за 20 минут домчитесь с окраины большого города до его центра.
Как взимать деньги? Экономисты знают, что до появления современных электронных средств регистрации платными могли быть только автострады, но не городские улицы. Сегодня можно эффективно регистрировать и оплачивать абсолютно все. Я бы предложил взимать плату с автотранспорта, стоящего или движущегося со скоростью меньше нормативной, скажем 40 км в час, и тем самым создающего помеху быстрому движению других.
Почему же наши горожане не выступают за денежную дискриминацию? На слуху жалость к тем, кому не хватит денег на ежедневные поездки по городу. Но в 1992 г ради порядка в стране мы не пожалели бедняков и их детей, освободив цены на продукты питания.
Итак, казалось бы, все ясно. Но подобная городская реформа не происходит почти нигде: ни в России, ни в остальном мире! Почему? Ответ простой, но не автодорожный и не экономический, а политический. Освободители цен – не освободители страны от захватчиков. Им не ставят памятники. Более того, их сильно не любят. Ни до освобождения цен, когда народ предвкушает грядущее опустошение кошельков; ни во время освобождения, когда сильно меняется привычная жизнь; ни после освобождения, когда ощупывая опустевший карман, сквозь зубы соглашаются, что порядка стало больше; ни даже много лет спустя, вспоминая и рассказывая детям и внукам о счастливых временах, когда все было бесплатно и дешево.
Нет отбоя от желающих примерить на себя треуголку Наполеона. Но мало кому хочется надеть головной убор Гайдара. Среди мэров городов мира бродит слух, что мэры-освободители цен редко переизбираются. Так что по большому счету
Но есть в наших рассуждениях подводный камень, о котором нужно сказать особо. Очевидно, что платить надо. Но менее очевидно, кому. Когда машин было мало, все ездили бесплатно. Машин стало больше, и теперь надо платить. Кому? Ресурс городских дорог де-факто как принадлежал, таки принадлежит автовладельцам. Раньше они им пользовались. Теперь продают. Значит, деньги должны получить городские автовладельцы.
P.S. Подобная же формула применима к дефицитным стоянкам во дворе: получают живущие в доме автовладельцы, а платят те, кто пользуется стоянкой.