будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 21, 2025
Страна
Найшуль Виталий

Трезвый взгляд на безумные пробки

Трезвый взгляд на безумные пробки
naishul
Виталий Найшуль

Агитка

Каждый раз, когда я попадаю в московские пробки сам или слышу о них раздирающие душу истории, возмущенный разум экономиста вскипает от происходящей нелепицы. Ведь очевидно, что с появлением большого количества машин 

прежде неограниченный ресурс проезда по улицам города стал ограниченным. И если все не могут проехать, кто-то должен быть исключен!

Эта дискриминация может быть административной, и тогда проедут привилегированные: синие ведерки, блатные номера, крутые тачки и др. Или можно пользоваться простой советской очередью, отдав предпочтение тем, у кого есть время и желание в ней стоять. Проведя 70 лет в очередях, наши горожане сходу выбрали этот путь. Но ведь и намучились они от очередей больше всех на планете. И потому странно, что люди, сменившие пустые советские прилавки на роскошные торговые центры, могут без тошноты выстаивать в автомобильных очередях.

Возмущение экономиста вызывают и обещания ликвидировать пробки с помощью дорожного строительства. Это сродни уже не унылому социализму, создающему дефицит песка в пустыне, а азартному коммунизму, обещавшему изобилие по потребностям.

Как и коммунизм, светлое дорожное будущее не наступит никогда.

Хотя производство следует развивать, а дороги строить.

Остается денежная дискриминация, она же самый простой и удобный выход. Если вы много зарабатываете и у вас каждая минута на счету, вас она не затруднит. Если вы не можете позволить себе ежедневные поездки на машине, вы сделаете это, когда автомобиль будет вам особенно нужен. Если у вас денег еще меньше, вы воспользуетесь автомобилем только для семейного отдыха в выходной день или в исключительных случаях. Или расстанетесь с автомобилем и будете от случая к случаю пользоваться такси. Или станете зарабатывать больше, потому что автомобиль для вас – всё. Но, когда бы вы ни воспользовались своим автомобилем или такси, вы за 20 минут домчитесь с окраины большого города до его центра.

Как взимать деньги? Экономисты знают, что до появления современных электронных средств регистрации платными могли быть только автострады, но не городские улицы. Сегодня можно эффективно регистрировать и оплачивать абсолютно все.  Я бы предложил взимать плату с автотранспорта, стоящего или движущегося со скоростью меньше нормативной, скажем 40 км в час, и тем самым создающего помеху быстрому движению других.

Почему же наши горожане не выступают за денежную дискриминацию? На слуху жалость к тем, кому не хватит денег на ежедневные поездки по городу. Но в 1992 г ради порядка в стране мы не пожалели бедняков и их детей, освободив цены на продукты питания.

Тогда почему мы сегодня жалеем любителей автохалявы?

Итак, казалось бы, все ясно. Но подобная городская реформа не происходит почти нигде: ни в России, ни в остальном мире! Почему? Ответ простой, но не автодорожный и не экономический, а политический. Освободители цен – не освободители страны от захватчиков. Им не ставят памятники. Более того, их сильно не любят. Ни до освобождения цен, когда народ предвкушает грядущее опустошение кошельков; ни во время освобождения, когда сильно меняется привычная жизнь; ни после освобождения, когда ощупывая опустевший карман, сквозь зубы соглашаются, что порядка стало больше; ни даже много лет спустя, вспоминая и рассказывая детям и внукам о счастливых временах, когда все было бесплатно и дешево.

Нет отбоя от желающих примерить на себя треуголку Наполеона. Но мало кому хочется надеть головной убор Гайдара. Среди мэров городов мира бродит слух, что мэры-освободители цен редко переизбираются. Так что по большому счету

вопрос о пробках – не к дизайнерам дорог, архитекторам и экономистам, а к дизайнерам политических систем, обязанным спасать людей от их же собственных глупостей.

Но есть в наших рассуждениях подводный камень, о котором нужно сказать особо. Очевидно, что платить надо. Но менее очевидно, кому. Когда машин было мало, все ездили бесплатно. Машин стало больше, и теперь надо платить. Кому? Ресурс городских дорог де-факто как принадлежал, таки принадлежит автовладельцам. Раньше они им пользовались. Теперь продают. Значит, деньги должны получить городские автовладельцы.

Итак, формула либерализации городского движения такова: получают все городские автовладельцы, а платят те, кто ездят.

P.S. Подобная же формула применима к дефицитным стоянкам во дворе: получают живущие в доме автовладельцы, а платят те, кто пользуется стоянкой. 

Найшуль Виталий
читайте также
Страна
«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана
Февраль 19, 2022
Страна
Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана
Февраль 12, 2022
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).