Проект российского бюджета на 2019-2021 годы обещает рост расходов на социальную сферу, оборону и безопасность, развитие инфраструктуры и поддержку управленческого аппарата. При этом бюджет впервые с 2014 года планируется как профицитный.
В проекте бюджета обозначено увеличение расходов на детей и пожилых людей: как пишет газета «Коммерсантъ», планируется увеличение материнского капитала (выплат государства за рождение детей; с 2015 года сумма не менялась – прим.ред.), а также будут увеличены пенсии в 1,4 раза, появится пособие по безработице для так называемых «предпенсионеров» (эксперты не раз высказывали опасения, что людям старшего возраста в связи с увеличением возраста выхода на пенсию станет сложно сохранить и еще сложнее найти работу – прим. ред.), а обычные пособия по безработице будут увеличены.
По словам вице-премьера Татьяны Голиковой, всего расходы федерального бюджета на социальную сферу в 2019 году увеличатся на 7,1% (до 6,6 триллиона рублей), в том числе на 17,3% вырастут расходы на здравоохранение, на 13,3% – на образование. При этом на национальный проект «Демография» планируется выделить на три года 1,6 триллиона рублей (эта цифра еще будет уточняться).
Между тем естественная убыль населения в России сейчас достигла наибольших значений за десятилетие, отмечают в Росстате. Как пишет газета «Известия», предполагается исправлять ситуацию именно с помощью нацпроектов «Демография» и «Здравоохранение».
Вырасти должны и расходы на мотивацию государственных служащих. Как сообщает информационное агентство РБК, проект бюджета предполагает, что они в 2019-2021 годах могут превысить 630 миллиардов рублей. При этом с 2020 года планируется увеличение постоянной части денежного содержания чиновников. Таким образом, напоминает информагентство, реализуется подписанный в августе 2016 года президентом Путиным указ, в котором поставлена цель увеличения престижа госслужбы.
Оборонные расходы России, согласно проекту бюджета, должны увеличиться незначительно, однако все-таки увеличиться уже в 2019 году и расти в дальнейшем. Как передает интернет-издание Nation News, в 2019 году они составят 2,9 триллиона рублей. В 2020 году они должны достигнуть 3 триллионов, а в 2021 году – 3,2 триллиона рублей. При этом на национальную безопасность предполагается потратить 2,25 триллиона рублей на 2019 год, еще 2,25 триллиона в 2020 году и 2,32 триллиона в 2021 году.
Кроме того, в бюджете запланировано, что в ближайшие три года Россия начнет «инфраструктурный рывок», построив ряд крупнейших инфраструктурных объектов, пишет газета «Ведомости». На эти цели в бюджете предусмотрено 5 триллионов рублей. То есть, как отмечает издание, Комплексный план развития магистральной инфраструктуры получил значительно больше бюджетного финансирования, нежели ожидалось.
Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы», в беседе с «Полит.ру» отмечает: против роста расходов на социальную сферу никто не возражает, а расходы на оборону, предполагаемые в проекте бюджета на 2019-2021 годы, не столь уж велики в сравнении, допустим, с американскими. Но увеличивать их незачем, учитывая, что средством сдерживания агрессоров Россия уже располагает. Расходы же на национальную безопасность выглядят слишком большими, но власти не планируют их сокращать, как не планируют сокращать и раздутый управленческий аппарат.
«По поводу оборонных расходов: на 2019 год они запланированы в размере почти 3 триллионов рублей; в 2020 году они, как ожидается, составят уже ровно 3 триллиона, а в 2021 году – 3,2 триллиона. С одной стороны, можно сказать, что в процентном отношении к ВВП расходы на оборону не так велики – и уж точно меньше, чем, к примеру, у США (они составят в процентном отношении 2,8% в 2019 году и 2,7% в 2021 году). Но мне кажется, что они на деле отнюдь не малы, особенно с учетом того, что потенциал для сдерживания любого агрессора у России есть уже сейчас.
Совершенно очевидно, что наличие ядерного оружия остановит любого агрессора. Поэтому я бы считал как раз, что расходы на национальную оборону вовсе необязательно увеличивать. Как, собственно говоря, и расходы на национальную безопасность, которые запланированы на 2019-2020 годы в размере почти 2,1 триллиона рублей, а в 2021 году они еще вырастут. Что касается расходов на нацбезопасность, да и в целом на силовые структуры, мне кажется, что это очень много. Но это вопрос бюджетных приоритетов, которые есть у руководства нашей страны.
Руководство России приоритетом явно считает три вещи: оборону, безопасность и социалку. То есть удержание социальной стабильности через увеличение социальных расходов. Собственно говоря, прогноз Минфина на эти статьи бюджета выглядит оптимистично, и проект бюджета на три года кажется весьма позитивным. Но это будет так только при сохранении нынешних условий, то есть если ничего не будет меняться. А могут быть не только новые санкции (понятно, что прогноз делался с учетом нынешнего уровня санкций), но и, самое главное, может происходить колебание цен на российские экспортные товары, в первую очередь на энергоносители. И я бы не был таким уж оптимистом в связи с этим – когда-то период везения да должен закончиться.
Что касается пособий по безработице для людей предпенсионного возраста, то кто же против появления таких пособий? Кто может быть против расходов на социальные статьи? Возникает вопрос по поводу мотивации чиновников и расходов на аппарат управления. Но на деле чиновники не должны получать мизерные зарплаты – потому что иначе они будут компенсировать размеры этих зарплат любыми возможными способами. Хотя проблемой, по сути, является не размер зарплат чиновников – проблемой является раздутость управленческого аппарата. И видно, что проект бюджета исходит из того, что никакого радикального сокращения не предполагается, все останется по-прежнему», – отмечает Константин Калачев.
По мнению Владимира Климанова, экономиста, эконом-географа, заведующего кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, «инфраструктурный рывок», который Россия планирует предпринять, если судить по проекту бюджета, сейчас, по завершении десятилетия отдельных мегапроектов, сделался возможен. А новый инструмент, который создается для аккумулиции средств на это, сделает осуществимыми попытки собрать воедино средства на реализацию столь объемных проектов.
«Действительно, расходы на инфраструктуру, заложенные в федеральном бюджета на 2019 и последующие годы, достаточно велики. В том числе – связанные с тем, что в майском указе президента помимо двенадцати национальных проектов, говорится о необходимости реализации комплексного плана развития инфраструктуры. Плана, который аккумулировал бы разные направления инвестиционного и инфраструктурного развития нашей страны, в том числе реализовав масштабные транспортные задачи или сходные с ними.
Кроме того, делается попытка создания нового инструмента – Фонда развития, который мог бы на новых принципах саккумулировать не только средства федерального бюджета, но и долговые обязательства, которые туда могли бы быть привлечены, и мог бы состыковать эти действия с интересами корпоративного сектора, то есть с внебюджетными средствами. Соответствующие поправки в Бюджетный кодекс, насколько я помню, были приняты летом. Так что сейчас происходит своего рода реинкарнация предыдущих попыток саккумулировать средства инвестиционного характера, которые пошли бы на реализацию таких масштабных, общестрановых проектов.
Очевидно, что многие проблемы, связанные с развитием инфраструктуры, возникли давно – мы не первый год говорим о том, что нужно увеличить пропускную способность наших восточных магистралей, Транссиба и БАМа. Мы понимаем, что Арктика у нас находится в зоне геополитических и геостратегических интересов, поэтому увеличение пропускных возможностей Северного морского пути – тоже задача, которая должна быть решена. Ну и, соответственно, нужны строительство или реконструкция разного рода аэропортов – прежде всего, внутрирегиональных на Дальнем Востоке, а также и в некоторых других регионах страны. Это тоже задачи, которые в любом случае нужно решать. Они были актуальны несколько лет назад, он актуальны сейчас и, скорее всего, будут актуальны и дальше, если мы не сможем решить их в ближайшее время.
Поэтому у меня не вызывает никакого удивления, что планы на развития инфраструктуры сейчас достаточно высоки и велики. Я всегда говорил, что нужно находить разумный баланс между расходами текущего характера и инвестиционными тратами.
Сейчас, когда мы несколько отошли от разного рода мегапроектов, которые выдвигались в последнее десятилетие (будь то строительство олимпийских объектов, или подготовка Казани к проведению Универсиады, или Владивостока с его знаменитыми мостами и другими объектами, или строительство крымского моста), у нас появилась возможность реализовать те проекты, которые ранее если не исключались, то откладывались. И я не вижу ничего плохого в том, что они сейчас собраны в едином плане комплексного развития инфраструктуры», – сказал Владимир Климанов в беседе с «Полит.ру».