Процесс давно завершился вынесением обвинительного приговора. Страсти улеглись, практически замолчали СМИ и почти успокоился беспокойный муравейник блогосферы. Венцом журналистского интереса к пожизненному приговору Никите Тихонову и 18 годам заключения Евгении Хасис стали показанные по НТВ теледебаты с характерным названием «Влюбленные палачи». Наступило время кассации и размышлений историка.
Право, я не знаю, как повел бы себя в этом далеко не простом процессе адвокат Станислав Маркелов, увидев разные процессуальные изъяны, на которых строили свою защиту адвокаты обвиняемых. Но речь пойдет не об этом. А о той лжи, с помощью которой пытались отстаивать свою правду осужденные.
Начнем с так называемого «брифинга» Тихонова в Басманном суде 29 декабря 2009 г., который легко отыскать на You Tube. На вопрос одного из журналистов:
- Вы принадлежали к каким-либо неонацистским или к другим крайне правого толка организациям? - сидящий в железной клетке и старающийся изображать само спокойствие Тихонов с улыбкой отвечает: - Нет, не принадлежал. Вы посмотрите на меня: я похож на скинхеда или на белокурую бестию?
А вот что может сказать по этому поводу историк, причем опираясь только лишь на открытые источники. В интервью отца Тихонова одному из самых пламенных общественных защитников его сына писателю и публицисту Александру Севастьянову говорится: «В 1996 г. он (Никита Тихонов. – Я.Л.) был жестоко избит группировкой скинхедов некоего Гуськова. Сын объяснил мне, что причиной всему были идеологические расхождения, которые в правом сегменте, среди националистов имеют принципиальное значение. Те ребята были «гитлеристы». Я кричал, что всех избивших его пересажаю, – и совершил большую ошибку. Мы по-прежнему обсуждали политические вопросы, но с друзьями он старался меня не знакомить. Кстати, в противостоянии с гуськовцами его поддержали другие ребята из правой тусовки (выделено мною. – Я.Л.), которые, наверное, и остались друзьями на годы».
В вышедшей в 2002 г. книге московского адвоката Сергея Беликова «Бритоголовые. Всё о скинхедах. Эксклюзивные материалы» читаем: «Из конкретных лидеров скин-группировок можно отметить Гуськова из Московского скинхедлегиона, Ивана Кулакова – «Кулака» – лидера группировки «Железные Парни». Из боевиков-костоломов многие знают арбатских скинхеда по кличке «Шкаф», «Стальной», «Дизель». Известны и отдельные личности из среды футбольных болельщиков, например фанаты- болельщики «Спартака» – «Леший» и «Шульц»». По данным следствия, кличкой «Леший» пользовался в свое время именно Никита Тихонов. Наиболее известный Шульц в правом движении – это питерский националист-социалист и блогер Дмитрий Бобров, отбывавший шестилетнее заключение в 2003-2009 гг. Но он питерец, некогда участвовавший в создании футбольной группировки «Mad Crowd (Бешеная Толпа)» и скин-бригады «Шульц-88». (Число 88 является закодированным приветствием «Heil Hitler!» («Хайль Гитлер!»), поскольку буква «H» располагается на восьмом месте в латинском алфавите. Известно, что Никита Тихонов наведывался иногда в Питер, а Бобров – в Москву.
Но известен и другой персонаж по кличке «Шульц», плотно взаимодействовавший с Тихоновым. Речь идет об Александре Шитове, принадлежавшим к скин-бригаде «Тесака» (Марцинкевича) «Формат-18», осужденном в 2007 г. за участие в нападении на погибшего панка-антифашиста Александра Рюхина. Но какого именно Шульца Беликов поставил в один ряд с Лешим, судить не берусь.
В другой известной книге (подаренной мне, кстати, в свое время Стасом Маркеловым) «Революция сейчас! Документальный роман» журналист Илья Стогов приводил цитату скинхед-журнала «Белое Сопротивление» за 1998 г.: «... В Москве наконец появились две нормальные скин-бригады «Blood & Honour» и «Объединенная Бригада 88». Крутость обеих бригад способна заткнуть за пояс даже наших западных единомышленников! Наконец-то появились энергичные бритые, которые смогут сплотить вокруг себя нужных людей!».
Журнал «Белое Сопротивление» как раз издавался скинхедами из ОБ-88. Об участии Тихонова в этой «нормальной бригаде» со ссылкой на Росбалт сообщалось: «В 15-летнем возрасте Никита Тихонов, болевший за футбольный клуб «Спартак», стал ходить на матчи команды, а потом примкнул к одному из фан-движений, среди участников которого оказались националисты. Никита занимался самбо и боксом, а также вместе с фанатами «Спартака» принимал участие в массовых драках, в том числе с антифашистами.
В 1996 году во время одного из побоищ Тихонов был серьезно избит, получил травму головы и позвоночника, долгое время лечился».
Со временем участники ОБ-88 переплюнули количеством конкурентов из Московского скинлегиона, о чем даже в выложенных в Интернет реферат-заготовках по субкультуре для студентов можно прочесть. Во время другой драки в 2001 г. у станции метро «Парк культуры» Тихонову железным прутом сломали несколько пальцев руки и рассекли голову. Спустя год он вновь оказался в больнице: после драки у него была сильно повреждена бровь, шрам от ранения остался до сих пор.
Итак, на «брифинге» Тихонов, мягко говоря, лукавил насчет неучастия ни в каких организациях. Точно так же он старался ввести в заблуждение представителей СМИ, заявив, что после задержания на улице увидел в квартире «целую кучу непонятного оружия». А вот все 12 присяжных единогласно признали его виновным в пункте по обвинению «в незаконном обороте огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, совершенных группой лиц по предварительному сговору». И в кассационной жалобе адвоката Александра Васильева в Верховный суд так, между прочим, говорится: «Как следует из Протокола обыска, предложение выдать добровольно оружие было сделано Тихонову Н.А. и Хасис Е.Д. уже после того, как обыск начался и большая часть оружия была обнаружена (т. 5 л. д. 126). Таким образом, Тихонов Н.А. и Хасис Е.Д. были лишены возможности добровольно выдать интересующие следствие предметы и в частности – оружие (а такое намерение у них, безусловно, имелось)». Того самого «непонятного оружия», что ли? Кто кого больше переврет?
На том же пресловутом «брифинге» на вопрос, почему он был в первый раз в маске (6 ноября 2009 г. при вынесении в Басманном суде постановления об аресте Тихонова и Хасис), подследственный отвечал, что, дескать, «это была не моя инициатива», пояснив, что сейчас у него с лицом все «в порядке»:
- Я под маской не прячусь сам по своей воле. Видимо, есть, что скрывать следствию, раз на меня напялили маску.
Все, кто повелись на эту утку, в передаче-расследовании Павла Селина на НТВ смогли увидеть во весь телеэкран кадры следственного эксперимента на месте двойного убийства на Пречистенке, где Никита Тихонов ровным, спокойным голосом обращается к сопровождающим оперативникам:
- Я прошу одеть шапку-маску, потому что здесь находится очень много зевак, и я не хочу, чтобы мое лицо видели.
А мы видим его лицо (замечу через считанные часы после задержания) без каких-либо следов побоев, несмотря на заверения журналистов в том, что к нему применялось физическое воздействие.
В той же передаче «Влюбленные палачи» тогдашний лидер националистической организации «Русский образ» (далее Р.О.) Тихонова Илья Горячев предстает перед телезрителями на допросе в качестве свидетеля по делу своего давнего близкого приятеля. Для тех, кто успел позабыть о начале их дружбы, напомню о том, что весной 2003 г. молодые историки Горячев и Тихонов стали выпускать самиздатский журнал-альманах «Русский Образ», вокруг которого с 2004 г. начала формироваться одноименная политическая группа. Издание являло собой клон сербского журнала «Образ», выпускавшегося с 1995 г. молодым националистом и православным фундаменталистом Небойши Крстичем. В ноябре 2004 г. журнал «Русский Образ» был зарегистрирован как ежемесячное общероссийское издание, а его учредителями стали Тихонов Никита Александрович и Горячев Илья Витальевич. При этом пресс-служба Р.О. в лице Евгения Валяева впоследствии отрицала членство Тихонова и Хасис в организации (что может быть чистой правдой для последующего периода времени). Но исключать изначального членства Тихонова в «Р.О.» тоже нельзя, тем более что его со студенческой скамьи связывали близкие дружеские отношения с вокалистом известной в правых кругах группы «Хук Справа» Сергеем «Ой-Ёй!» (Ерзуновым), образованной в начале 2006 г. На официальном сайте «Р.О.» группа в связи с тем, что в ее состав входили и входят активисты этой организации, объявлена «официальным Голосом Русского Образа на музыкальной сцене».
И вот с телеэкрана до нас доносится голос Ильи Горячева по прозвищу «Студент», подтверждающего участие его друга Тихонова и неплохо знакомой ему Хасис в убийстве на Пречистенке (роль Хасис была обозначена Горячевым как «разведка»). А затем следует недоуменная реплика Максима Шевченко об известном ему со времени работы в «Независимой газете» Горячеве: «Он не производил впечатление труса. Чем он руководствуется, когда дает такие показания, которые хоронят Тихонова и Хасис?»
За два месяца до показа передачи в судебном заседании 11 апреля подсудимый Тихонов неожиданно сообщил, что в октябре 2009 г. пистолет «Браунинг» 1910 года выпуска, который был найден при обыске в снимаемой им и Хасис квартире и из которого, согласно заключению экспертизы, были убиты Маркелов и Бабурова, ему передал не кто иной, как Горячев.
- Мы встретились в кафе на Ленинском проспекте, Илья Горячев сказал, что у него есть старый пистолет, который разболтался. Попросил меня посмотреть, смогу я починить или нет. На вопрос, откуда он его взял, он ответил уклончиво: «Где взял, там уже нет».
Тихонов также уточнил, что успел съездить отстрелять «Браунинг» «где-то в районе МКАД под шум машин». (Хотя ранее подсудимый утверждал, что именно из этого пистолета не стрелял никогда). В то же время обвиняемый счел нужным добавить, что лидер «Русского образа» не мог совершить данное преступление, поскольку «убийство противоречит убеждениям Горячева». К тому же у «Студента» имелось железное алиби, так как он находился в тот день заграницей.
Сам свидетель Горячев, которому гарантировалась государственная охрана, ничего не прояснил, предпочтя заблаговременно покинуть пределы России. Как тут не вспомнить историю Сергея Дегаева.
НАША СПРАВКА.
Дегаев Сергей Петрович (1857-1920). Отставной штабс-капитан Кронштадтской береговой артиллерии, затем студент Института путей сообщения. В 1880 г. являлся посредником между членами Военной организации партии «Народная Воля» и руководящим партией Исполнительным Комитетом. В 1882 г. вследствие рекомендации Веры Фигнер принят в члены Исполкома. Арестован 18 декабря 1882 г. и заключен в Одесскую тюрьму, откуда ему мастером политической провокации, жандармским подполковником Судейкиным был устроен фиктивный побег. Вновь проникнув, как союзник петербургской «охранки», в ряды активных революционеров, Дегаев выдавал полиции даже своих близких друзей и, сосредоточив в своих руках значительные связи, разрушал все планы народовольцев. После года работы на Департамент полиции был разоблачен товарищами и, спасая свою шкуру, заманил в декабре 1883 г. в свою квартиру Судейкина, где над ним была совершена расправа. После убийства был помилован партией с условием покинуть политику. Эмигрировал в Лондон, затем переехал в США, где, изменив имя, проделал по-своему сенсационную карьеру от грузчика и чернорабочего до профессора математики и декана инженерного колледжа. Лев Тихомиров в таких словах нарисовал его портрет: «Это был уже по всему складу характера действительно революционер - умный, с большой волей, с сильным воображением и глубочайше проникнутый убеждением, что цель оправдывает всякие средства. В лучшее время он мог бы разыграть крупную революционную роль, но ничтожество окружающей среды и неистовое самомнение толкнули его на иную дорогу <…>».
Конечно, в случае с Горячевым имеет место «дегаевщина» наоборот, поскольку сделка с «охранкой» о беспрепятственном выезде за границу была произведена в обмен на отказ от отказа от показаний на предварительном следствии. (Последний был сделан под давлением Тихонова по звонку из тюрьмы, распечатку которого дала «Новая газета»). Еще раньше на первом Всероссийском съезде «Р.О.» в сентябре 2010 г. Горячев сложил с себя полномочия лидера организации, передав рычаги Центральному Совету. Так или иначе, но отныне ему навсегда уготовлена роль политического маргинала, а его детище большинство праворадикалов именует не иначе как «Сучий образ». И еще неизвестно, в какую экзотическую страну и под каким именем ему придется со временем перебираться из Сербии.
Готов допустить, что в далекие девяностые годы юный Никита Тихонов вполне искренне мог напрягаться от экзотических «гитлеристов» во главе с Олегом Гуськовым.
Он и сейчас склонен к переосмыслению роли и места правого движения, и в недавнем обращении к соратникам из Лефортово пишет: «надо быть ближе и понятнее народу. Нашему русскому народу. Это не только порицать гитлеризм, но и вообще отказаться от любых дискредитированных терминов. Едва вырвавшись из одной субкультуры, не замыкаться в другой, более модной – sXe, не менее сложной и самодостаточной одновременно. Но все же – всего лишь субкультуре. Ну и, разумеется, отказаться от псевдоэлитарных замашек, которые более чем у других проявились в Р.О. Тем стремительнее стало их падение, чем больше у них было необоснованных понтов.
Теперь по малоценности движения для его участников. Движ воспринимается как хобби на втором месте после учебы-работы-семьи или как субкультурное увлечение («молодой был – гонял, а потом занялся делом, повзрослел, женился – отошел»). При таком подходе человек дорожит не движением и товарищами, а исключительно собой. Эгоисты способны на любые подлости ради самолюбования или спасения своей шкуры.
Убежден, что Русскому движению необходим не левый уклон, а обретение народности и духовности. Народность измеряется уровнем народной поддержки действий националистов. Скинхедство и охоту на гастарбайтеров народ не поддерживает. Духовность измеряется способностью националистов на самопожертвование. Судя по числу ренегатов и терпимости к предателям, духовность в «правом» движении ушла в минус (достигла минусовых отметок)…».
Если эта фраза не очередной отвлекающий маневр, как на том самом брифинге, то дело президента Института верховенства права Стаса Маркелова, критиковавшего и «антифа» за доминанту «анти», живет и побеждает. Впрочем… слова – не дела.
Когда 18 апреля в зал Мосгорсуда вошел Сергей Голубев по кличке «Опер» и сообщил, что познакомился с Тихоновым в 2003 г. на концерте группы «Коловрат», подсудимый тут же парировал:
- Ваша честь, я впервые вижу этого человека.
Чтобы не заставлять читателя долго ломать голову над искренностью Тихонова, лучше процитирую последнее слово второй обвиняемой Евгении Хасис, выложенное на сайте того же Севастьянова «Политсовет.org»: «Голубев Сергей мне неизвестен. И я ему неизвестна. Тем не менее, он сделал все, чтобы опорочить меня и облить грязью. Мне нечего сказать дурного про этого человека, но нечего сказать и хорошего. Я его не видела ни разу, Никита видел три раза. <…> Не буду ни опровергать, ни соглашаться с его показаниями. Есть суд, который его осудит, и этот суд будет правильным и праведным».
Свидетель Голубев, лидер российского отделения «Blood & Honour» («Кровь и честь») - группировки «Combat 18» («Борьба 18», где числовая аббревиатура шифрует первые латинские буквы имени Адольфа Гитлера), на музыкальной сцене выступал в качестве вокалиста группы T.N.F. (Terror National Front), одной из самых известных в России наци-групп. Его команда в скин-движении до недавнего времени считалась одной из наиболее «крутых». Группировка «взрослых» наци-скинов имела четкую структуру и была связана жесткой дисциплиной, ее члены принимали участие во всевозможных мероприятиях: проведении концертов, охране муз-коллективов во время гастролей.
В судебном заседании Голубев сообщил, что к добровольной явке на суд его побудили две причины: угрозы, прозвучавшие в его адрес в «прослушке» разговора между Тихоновым и Хасис, и выложенный в Интернете «слив» беседы Хасис с настоящими операми о нем. По данным неонацистского сайта «Герои Воли», в настоящее время сам Голубев проходит по статье 282 УК РФ как подозреваемый в написании и распространении некоей «Стратегии 20/20», и помогает следствию изобличить других националистов, причастных к распространению сего опуса.
Во время судебного заседания он поведал, что с 2003 по 2007 г. плотного контакта между ним и Тихоновым, известным ему как «Ральф», не было, за исключением общения на форумах в Интернете. Когда же они вновь встретились, Тихонов уже жил на «нелегале» вследствие павшего на него подозрения в участии в убийстве Рюхина. По словам Голубева, во время одной из встреч ему было сделано предложение участвовать в акциях «прямого действия против врагов русской нации», против антифашистов и правоохранительных органов. Однако он отказался.
Отвечая на вопрос прокурора Бориса Локтионова о том, что он знает об убийстве адвоката Маркелова, Голубев неожиданно ответил, что 15-16 января 2009 г. он встречался с Ильей Горячевым для получения от последнего денег для помощи заключенным-националистам, и что «Студент» предупредил его о том, что в ближайшие две недели что-то произойдет, и могут быть облавы на националистов. Выходит, и Горячев знал заранее о готовящемся покушении? Ничего удивительного, если учесть, что слежка за Маркеловым велась, как минимум, с ноября 2008 г. А, может быть, и раньше, если вспомнить жестокое убийство лидера московских антифашистов Федора Филатова («Федяя Нока») 10 октября того же года, не раскрытое до сих пор.
Убитые соратники, заподозренные в реальных или мнимых предательствах, фигурируют в обоих крупных судебных делах нацистов последнего времени: питерской БТО (Гофман и Головченко) и НСО «Север» (убитый в нижегородском г. Павлово Игнат-«Йогурт» и Николай Мельник). Как тут не вспомнить Сергея Нечаева!
СПРАВКА
Нечаев Сергей Геннадиевич (1847-1882). Учитель Закона Божьего в Сергиевском училище в Санкт-Петербурге, вольнослушатель Петербургского университета. Во время студенческих беспорядков в конце 1868 г. завязал отношения с радикалами. В 1869 г. распространил легенду о своем аресте и бегстве из Петропавловской крепости, после чего выехал в Швейцарию, где, выдав себя за представителя никогда не существовавшего Русского революционного комитета, добился материальной поддержки от Николая Огарева и Михаила Бакунина (основоположник русского народничества Герцен, напротив, отнесся к нему настороженно). От Бакунина же Нечаев получил «мандат», в котором объявлялся членом Всемирного революционного союза, также никогда не существовавшего. Нечаев вместе с Бакуниным выпустил серию памфлетов и манифестов, призывающих к социальному перевороту в России. Тогда же Нечаевым был составлен знаменитый «Катехизис революционера». Осенью 1869 г. Нечаев вернулся на родину, создав в Москве из студентов университета и Петровско-Разумовской академии конспиративную организацию «Народная расправа». Не пожелавший беспрекословно подчиняться диктаторским замашкам и шантажу Нечаева студент Иванов публично стал критиковать его, после чего Иванова заманили в парк при академии под предлогом поисков спрятанного в гроте типографского шрифта. После недолгой борьбы Нечаев прострелил голову полузадушенному Иванову, труп которого был сброшен в пруд, но вскоре обнаружен окрестными крестьянами. Вольным или невольным соучастием в убийстве Нечаев стремился также связать кровавой порукой своих соратников. Сам он попытался скрыться за границей, тогда как другие участники убийства были арестованы. Поссорившись с Бакуниным, Нечаев уехал было в Лондон, но затем вернулся в Швейцарию и был выдан русским властям как уголовный преступник. В 1873 г. был приговорен к 20 годам каторги и содержался в одиночке в Петропавловской крепости. Умер от водянки в заключении. В подавляющем большинстве русское общество – от правых до левых – решительно осудило мистификации и методы «нечаевщины». Например, писатель-народник Владимир Короленко назвал Нечаева «революционным обманщиком». Особенно знаменит он стал благодаря гениальному роману Достоевского «Бесы».
Сравнение Тихонова и Хасис с типажами из «Народной расправы» полуторавековой давности не могут не приходить в голову. Так, правозащитница и бывшая политзаключенная советского времени Елена Санникова назвала их «злыми романтиками». В интервью Русской службе «Голоса Америки» она рассуждает: «В свое время Достоевского очень беспокоило появление нового поколения молодых людей, готовых бросить вызов традиционной морали и презирающих окружающее общество. Людей, не воспринимавших убийство как тяжкий грех. А подчас – людей, у которых вообще отсутствует понятие греха… Бесовщину, на мой взгляд, Достоевский видит в том, что эти люди готовы убивать не только своих врагов, но и своих вчерашних соратников. Эти ассоциации у меня постоянно возникали на процессе». По словам Санниковой, ходившей на заседания Мосгорсуда, кроме «Опера» (Голубева), «они какого-то другого соратника выслеживали, чтобы убить: в момент ареста Тихонов выходил из дома с заряженным оружием в рюкзаке. Тоже для какого-то убийства… Эти люди готовы были убивать своих близких соратников. И при этом им прекрасно удается играть роль интеллигентных людей, притворяться совсем другими… Они очень хорошо умеют лгать… Все это напоминает сюжет «Бесов» ».
«Вон его!» - кричала публика в зале Московского окружного суда при появлении там Нечаева в январе 1873 г. А он вошел в зал, держа руки в карманах, и уселся спиной к судьям, заявив: «Я не признаю этого суда, я эмигрант, не признаю русского императора и здешних законов». Никита Тихонов, в отличие от бесновавшихся на некоторых других нацистских процессах, обращался к судье Замашнюку вежливо: «Ваша честь». Есть и еще одна разница. Отменный знаток «нечаевщины» вологодский литератор Валерий Есипов утверждает: «Бесспорно одно: никто из адвокатов, защищавших «нечаевцев», не стал бы защитником самого Нечаева». Он приводит слова одного из них – князя Урусова, охарактеризовавшего мораль Нечаева как «мораль бандитизма». Тихонова и Хасис защищали идейные адвокаты. Но известны и такие, кто отказался участвовать в процессе. Скажем, Дмитрий Аграновский.
Зато со стороны защиты обвиняемых на заседание суда 7 апреля были приглашены две, возможно, самые загадочные в правом движении персоны – Алексей Барановский и Ольга Мухачева (Матильда). Интернет кишмя кишит историями о провокаторских проделках Барановского-«Собера» и Ольги Касьяненко (девичья фамилия Мухачевой), особенно в бытность их лидерами двух карликовых организаций – «Красный блицкриг» и «Черный блицкриг». Любая поисковая система выдаст сколько угодно ссылок на сайты с выложенными на них картинками – сканированными документами и фотографиями об их похождениях, достойных пера сочинителя бульварных авантюрных романов. Не редко в связи с ними всплывает и слово «азефовщина».
СПРАВКА
Евгений Филиппович (Евно Фишелевич) Азеф (1869–1918). По профессии инженер, один из лидеров партии эсеров и руководителей ее Боевой Организации, секретный сотрудник Департамента полиции с 1892 г. По заданию Охранного отделения в июле 1899 г. примкнул к заграничной организации социал-революционеров. Вернувшись в Россию, вошел в одну из российских эсеровских организаций. В 1902 г. вместе с Григорием Гершуни стал во главе БО, ставившей целью устранение «наиболее преступных и опасных врагов свободы из числа представителей существующего строя». При его руководстве БО (после ареста Гершуни) были проведены теракты в отношении министра внутренних дел Плеве в 1904 г., великого князя Сергея Александровича в 1905 г. В последующие два года «обеспечил» провал групп боевиков, готовящих убийства еще нескольких министров, великого князя Николая Николаевича и императора Николая II. Был разоблачен известным «охотником» за провокаторами Владимиром Бурцевым, «разговорившим» экс-директора Департамента полиции Лопухина, после чего судим межпартийным судом (в качестве судей были приглашены такие ветераны революционного движения, как Кропоткин, Фигнер и Лопатин). ЦК партии эсеров заочно приговорил Азефа к смертной казни, однако в декабре 1908 г. он скрылся, поместив свой капитал в иностранных банках. 11 февраля 1909 г. с речью об Азефе в Государственной Думе выступил Петр Столыпин, в частности произнесший: «Таким образом, агент полиции, который проник в революционную организацию и дает сведения полиции, или революционер, осведомляющий правительство или полицию <…> еще не может считаться провокатором. Но, если первый из них, наряду с этим, не только для видимости, для сохранения своего положения в партии выказывает сочувствие видам и задачам революции, но вместе с тем одновременно побуждает кого-нибудь, подстрекает кого-нибудь совершить преступление, то, несомненно, он будет провокатором, а второй из них, если он будет уловлен в том, что он играет двойную роль, что он в части сообщал о преступлениях революционеров правительству, а в части сам участвовал в тех преступлениях, несомненно, уже станет тягчайшим уголовным преступником». Случай с Азефом был именно таким. В 1915 г. он был арестован германской полицией как «террорист и русский шпион», заключен в Моабитскую тюрьму, где и пробыл до конца 1917 г. В марте 1918 г. был освобожден в связи с заключением Брест-Литовского мира, и затем поступил на службу в МИД Германии. Карьеры на новом поприще сделать не успел, так как скоропостижно скончался 24 апреля того же года от болезни почек.
Как бы ни относиться к «ссученным», но пришедшему на смену Горячеву в качестве лидера «Р.О.» Алексею Михайлову в уме и интуиции не откажешь. Кандидат физико-математических наук Михайлов гораздо более силен в логике, нежели кандидат филологических наук Севастьянов и литературно-блогерская экс-чета Холмогоровых. По мнению Михайлова, высказанного в интервью Никите Гирину из «Новой газеты», «на одном из заседаний, на которых я был, я видел страшный, на мой взгляд, провал адвокатов. Это явка Барановского в суд и дача им показаний, что выглядело для любого непредвзятого – да и предвзятого – наблюдателя крайне аляповато. Человек врал, врал под присягой, на чем даже несколько раз был пойман, когда сказал, что не писал в ЖЖ soberminded, хотя его же подруга Ольга Мухачева назвала его в суде Собером. Это было отвратительно. То есть человек, вначале делая полезную работу, как это характерно для Барановского, на каком-то этапе начал звездить, тянуть одеяло на себя и воспринял это как свой бенефис. «Я такой герой, прихожу в суд, мне плевать на закон, я сейчас Женю буду спасать». Я считаю, что на самом деле эта клоунада Барановского и Мухачевой могла стоить нескольких голосов присяжных. Как сказал Ницше: «Самое верное средство нанести ущерб какой-либо идее — защищать ее ложными доводами»».
Как-то не верится, что такой опытный интриган и политикан, как Барановский, мог так задешево проколоться с билингом своих звонков по мобильному, когда пытался утверждать в суде, что Хасис вместе с ним покупала шампанское в момент совершения убийства Маркелова и Бабуровой. Он что, не понимал, насколько это легко проверить, запросив операционные службы компании сотовой связи, что и проделал адвокат семьи Маркеловых Роман Карпинский? А откровенно-демонстративная ложь насчет «Собера», тогда как распечатки показаний Горячева и Ерзунова, в которых раскрывается этот «ник», не только лежали перед присяжными, но и который месяц гуляли по Сети? Нет, тут не так все гладко, и создается даже впечатление, что «Собер» с «Матильдой» подыграли суду.
Но неужто Тихонов так наивен, что не понял всего этого? Не думаю. Можно предположить два наиболее правдоподобных варианта. Во-первых, сравнить Тихонова с Борисом Савинковым, долго отказывавшимся верить в двойную игру Азефа. Однако не стану льстить Тихонову этим сравнением, поскольку придерживаюсь второй версии. Деваться ему просто некуда, потому что адвокат Васильев (соратник Барановского по центру «Русский вердикт») – это единственный социальный канал, посредством которого можно не только сноситься с волей, но и зарабатывать политические очки своими открытыми письмами, моментально выкладываемыми Барановским в Интернете. Таковы правила игры, и Никита Тихонов принял их такими, каковы они есть.
Я не знаю, кем и когда Александр Васильев был назначен «адвокатом дьявола» - своим внутренним голосом или все-таки репрессивными органами. (Помимо террориста-историка Тихонова, он защищал серийных идейных убийц, у которых руки по локоть в крови). Но он-то уж действительно не может не знать интриганской сущности Барановского. Читал же он, будучи и сам активным блогером, многочисленные «посты» об «азефстве» «Собера» и «Матильды». Или ему выгодно не замечать их - и тогда, спрашивается, почему?
Остается напомнить, что написал в ЖЖ soberminded (Алексей Барановский) 8 ноября 2009 г. о Никите Тихонове:
«Никита – один из самых талантливых журналистов, с которыми мне доводилось работать. Это была могучая тройка – Илья Горячев, Алексей Барановский и Никита Тихонов. Мы работали Командой в нескольких периодических изданиях. Журналисты-киллеры. Мы убивали всех, кто нам не нравился. Наши статьи обычно вызывали немалый резонанс, особенно, если они шли от души. Никита выделялся особенно. Он обладает необыкновенным даром. Его слог всегда был гипнотическим. Ниже я приведу одну из его работ, и вы сами почувствуете ту бешеную энергетику, которую излучают его статьи.
Талантливый человек талантлив во всем. Никита не только журналист. Он русский. В полном смысле этого слова. Он человек, который взял себе право решать. Это не многие могут себе позволить. Пантеон русских героев пополнил достойнейший из достойных. Сегодня я горд. Я горд, что работал рука об руку с этим человеком. Я горд, что он поздравлял меня когда-то с днем рождения. Мне мерзко читать сегодня писки озабоченной общественности, что-де это всего лишь журналист, а мразь Маркелова завалил профессиональный киллер. Вы думаете, профессиональных киллеров разводят в каких-то специальных питомниках? Убивать и уходить не сложно. Сложно психологически переступить черту. Не каждому это под силу. Но если ты решил, что это твой путь, – тебя никто не остановит…
Никита жил на нелегале. Это высшая степень партизанской борьбы. Пришел он к этому, скорее всего, волею обстоятельств, оказавшись подсудимым (подозреваемым, а не подсудимым. – Я.Л.) по делу Рюхина. Но величие его жизненного пути не только в том, что он совершил, но в том, что он показал альтернативу, казалось бы, тупиковому пути Русского сопротивления – тюрьма или смерть. Есть третий путь – путь нелегала. Он провел на нелегале 3 года. И провел бы больше, если бы не жажда борьбы. Он не из тех, кто довольствуется малым. Он чувствовал на себе ответственность за Русское движение и будущее нашей Нации. Он делал то, что должен был, и то, что считал правильным. Я восхищаюсь его волей и жертвенностью. Профессиональный киллер работает за деньги. Никита работал за идею. И его Воинский дух, его Вера и Верность стократ увеличивали его навыки. Ему благоволила Фортуна. Я писал после убийства Маркелова, что исполнитель ушел, потому что был дерзким, и удача ему улыбнулась. Это так. Фортуна любит дерзких.
Никита всегда был одиночкой. Он ни с кем не сближался, был со всеми вежлив, но всегда держал расстояние. У него не было друзей и семьи, но его глаза все равно искрили энергией и внутренней силой. Какой бы вопрос я ему ни задавал – у него был на него аргументированный ответ. Никита знал, как ПРАВильно жить.
Увы, в чем-то он ошибся. Чего-то не предусмотрел. Но он осознанно шел на этот риск. Он жертвовал собой… ради нашей Победы. Его отжиги, его самопожертвование значительно приблизили нас к грядущему и неминуемому Триумфу. Жертва Никиты была не напрасной. Будет новый день и новые подвиги. Русское сопротивление набирает обороты. Нам суждено победить или умереть!»
Комментарии излишни.
В своем известном труде «Взаимная помощь» основоположник научного анархизма Петр Кропоткин пишет, что общественная жизнь порождает социальные инстинкты. Этот инстинкт содержит «источники чувства доброй воли и частичного отождествления индивидуума со своей группой, которое является исходным пунктом всех возвышенных нравственных чувств. На этой основе развивается более высокое чувство справедливости или равных прав, равенства, а затем и то, что обычно называется самопожертвованием».
Как видим, в своем роде это определение применимо и к Никите Тихонову. Он не просто радикальный националист, он – национал-революционер. Ему не откажешь ни в стойкости, ни в мужестве, ни в хладнокровии, ни в аскетизме. Но главное, он на все девяносто уверен в своей правоте. Он считает себя военнопленным враждебного ему режима (ZOG на их сленге, акроним от Zionist Occupation Government), и на этом основании убежден в позволительности и даже необходимости, мягко говоря, вводить своих прокураторов в заблуждение. Для него и ему подобных убийство политических противников (всех этих «шафок»-антифашистов или судьи «Чушкова», как в личном разговоре со мной выразился Владимир Тор) это и не убийство вовсе, а ликвидиция.
Остроумно написал какой-то неведомый мне блогер: «Будь Хасис обвинена в убийстве зажравшегося губернатора или партийного казнокрада, ее наверняка превратили бы в современную Софью Перовскую. Однако Женю, судьба которой напоминает сюжет социальной драмы с сюрреалистическим оттенком, обвиняют в гибели человека, который сам защищал обездоленных бедолаг…».
Тихонов целиком взял процесс на себя, прекрасно понимая, что несдержанная и экзальтированная Хасис может легко сорваться, и тогда вся линия защиты накроется медным тазом. К тому же Тихонов – неплохой актер (как выясняется, еще в студенческих театральных постановках пробовал свои силы). Наконец, он думающий историк. В юности он стоял у истоков Дня историка в МГУ, одним из первых вступил в ТССИ (Творческий союз студентов-историков) истфака. Теоретически он даже мог встретиться со Стасом Маркеловым на какой-нибудь исторической площадке. Например, в Исторической библиотеке, где мы в 1995 г. проводили первую в стране конференцию «Индивидуальный политический террор в России. ХIХ – начало ХХ в.». (Маркелов тогда принадлежал к объединению «Левый исторический клуб»). Может быть, услыхав доклады о Нечаеве, Дегаеве и Азефе, Никита как-то иначе смотрел бы на мир? Но тогда он был еще школьником, не записанным в «Историчку», которую активно посещал впоследствии.
Прямых доказательств убийства им Маркелова и Бабуровой нет. Имеется лишь совокупность доказательств. Но такие ли уж невинные жертвы Системы Тихонов и Хасис, как полагают некоторые великодушные честные люди? (Однокурсники Никиты или, допустим, мой старинный знакомый и прекрасный человек, историк и журналист Петр Акопов…). Если допустить, что произошла судебная ошибка, и Тихонов осужден за более тяжкое деяние, нежели он совершил на самом деле, то остаются факты его принадлежности к радикальному подполью, одобрение им методов этого подполья (по крайней мере, на тот момент) и содействие хранением и ремонтом оружия. В любом случае, он знает на порядок больше, чем счел нужным изложить следствию и суду. Орудие убийства, единогласно признанное присяжными таковым, было найдено на его съемной квартире. Попытка приписать передачу ему «Браунинга» Горячевым выглядит не менее смехотворно, чем выпущенное Голубевым 22 апреля аудиообращение, в котором «Опер» объявил Тихонова и Хасис осведомителями органов.
Отвечая на «брифинге», с которого мы начали, на вопрос, что он делал 19 января 2009 г., Тихонов отговорился забывчивостью. Странное свойство памяти для историка менее года спустя, если учесть, что Барановский «детально» помнит этот день и через два года. А ведь для «Собера» Маркелов был всего лишь презренной «шафкой», тогда как для Тихонова – личным врагом.
Конечно, у Никиты Тихонова есть своя правда-справедливость, но ох как она далека от правды-истины. Понятно, что Русское движение в том или ином виде существовало, существует и будет существовать, что доказано самой историей. Никто и не думает отрицать право национализма на существование. И лично я далеко не во всем согласен с прямолинейно-провокативной статьей Станислава Маркелова «Патриотизм как диагноз». (Об этом следует поговорить отдельно). Но грань между радикальным национализмом и нацизмом сегодня оказалась окончательно стерта.
Если не ошибаюсь, в своем последнем по времени послании из Лефортово Никита Тихонов рассуждает о необходимости националистов всецело перейти на рельсы православия. Как тут не процитировать ровесника Стаса о. Даниила Сысоева, убитого (ликвидированного?) столь же подлым способом: «…национализм смертельно опасен. Ведь национализм – это не любовь к своей нации (тем паче, что христиане принадлежат к народу Христа, а идеология превосходства одной нации над другими или идеология нации как высшей формы организации человечества по сравнению с другими общественными институтами – это определения из всех энциклопедий мне известных). Как может христианин принимать такую очевидно абсурдную идеологию? В первом смысле национализм абсурден и греховен, ибо отрицает происхождение всех людей от одного Адама, а раз так, то нет ни первородного греха, ни искупления. Более того, такой национализм оскорбляет сами народы тем, что сводит народные различия, порожденные наказанием Бога в Вавилоне, к биологии» (из книги: Священник Даниил Сысоев. Гражданин Неба. М., 2011). И еще: «национализм для христианина – это признак его ущербности»; «всякий национализм не может быть совместим ни с христианством, ни с простым здравым смыслом».
Нормально, да? Пожалуй, порадикальней, чем у Маркелова будет.
Лично у меня как у историка и гражданина совершенно иное стилистическое толкование экстремизма по сравнению с пресловутыми центрами «Э». И права народа на восстание я не отрицаю. Как специалист по эсеровскому движению и народовольческо-эсеровскому террору, в частности, я имею, что сказать моим соотечественникам о психологии «подпольного человека». Тем решительней и говорю, что методы современного нацистского терроризма – это методы политического бандитизма. А в методах спецслужб и судейских всегда будет доля политического шулерства, и на сей раз они обмишурили вас, ребята, по полной. (Хотя, не без издержек на производстве, и сами кое в чем обмишурились, – подробности см. в кассационной жалобе Васильева).
В молодости Стас Маркелов считал себя революционером. Никита Тихонов так считает и по сей день. А революционер, согласно первому же пункту «Катехизиса» Нечаева, есть «человек обреченный».
За что был убит Маркелов? Из-за личной неприязни или потому что чеченских террористов защищал и сажал Буданова? Но теперь и адвокат Васильев (блогер paranoid_ru) на основании истории с находящимися в Лефортово братом и сестрой Апти и Айшат Магмадовыми высказывает сомнения, что террористические статьи шьют «тем самым». Вот судите сами: «Пять лет назад, когда я начинал работать по делам правого движа, я действительно думал, что правоохранительные органы ловят настоящих скинхедов, которые убивают азиатов и кавказцев. С каждым новым делом я убеждался все больше и больше, что это не так… В результате это здорово поколебало мою уверенность в том, что некоторые кавказцы, обвиняемые в терроризме, виноваты в том, что им вменяют». Опять, значит, слова и дела Маркелова побеждают? Или с Васильевым тоже потом разберутся еще более радикальные радикалы?
И последнее. Я не оговорился, написав, что Тихонов уверен в своей правоте на «все девяносто». Как православный человек я оставляю ему десять процентов, потому что искренне хочу разобраться до конца в обстоятельствах убийства своего друга. Позволю себе снова процитировать покойного отца Даниила: «Тут важно помнить, что православное христианство вовсе не учит о всепрощении. Мученики не прощали мучителей, а передавали их суду Творца. Так же, кстати, поступали и новомученики. Да и Сам Бог не прощает всех, а только тех, кто принес покаяние».
Впрочем, я уверен, что рано или поздно Никита Тихонов, прямо по Савинкову, расскажет «то, чего не было» и то, что было.
Автор – доктор исторических наук.