Господи. Как время-то летит! Вот уже и 5 фабрик звезд. Глядь, на телевизионном экране маститые звезды, не на фабриках рожденные, но в достойной творческой колыбели, снисходительно поглядывают на сидящих перед ними многочисленных фабричных юнцов. И судят. C понятно-простительным ироническим высокомерием отмечают, что за три месяца, отведенные каждому набору, звезд даже из звезд не сотворишь. Все соглашаются со справедливостью этого замечания. Тревожатся, что мальчики и девочки, выползающие на огромные сцены и всероссийское телевидение, неизбежно и незаслуженно ощущают-таки себя этими самыми - черт их дери! – звездами. Что уже сам показ по ТВ утверждает их в сердцах, умах и душах слабых поглотителей развлекательной продукции как состоявшийся и даже нормативный факт шоу-искусства. И многое прочее. Справедливое, горькое, ехидное. Молодые звездные фабриканты (или фабричные звезды) отвечали, что все это не так. Ну, немного, отчасти так. Что они вполне скромны и понимают, какой длинный путь им еще предстоит. Что судят их люди хоть и уважаемые, но вполне старомодные (это было принято со снисходительной улыбкой). И пр., и пр., и пр. И пр. Естественно, они лукавили, если и не откровенно, то подсознательно. Скорее, подсознательно-откровенно. Или откровенно-подсознательно. А маститые мастера, в свою очередь, просто не врубались в то, что перед ними происходит. Что им явлено.
А перед ними сидели вполне миловидные, даже очаровательные, многие весьма артистичные и талантливые киллеры. Не по своей злой волей, но токмо волей пославшего их на то объективного хода исторического развития (как учит нас неустаревающий марксизм), логикой развития телевизионно-эстрадного искусства поставленные быть убийцами того самого рода и образа существования артиста, под которые вроде бы и были рекрутированы. И, вправду, три месяца вполне достаточны, но не для того, чтобы стать мастером поминаемого жанра в его традиционном понимании, но полноправными участниками нынешней клиповой культуры, удерживающей в памяти коротенькие сюжеты , недолгие судьбы на протяжении от силы 2-3 лет, и, вообще, рынка и культуры с их тенденцией все возрастающего опережающего морального устаревания товара относительно его физического изнашивания. Ну как и зачем тут тратить необходимо-ненужные 5 лет на овладение никому непотребным (при наличае опытного звуко-мастера и прочих мастеров) мало-мальским искусством вокала. И, понятно, никакой им длинный путь становления, о котором они поминали по навязанной им другими традиции, не грозит и не предстоит. Просто не будет для него ни времени, ни возможности, ни потребности.
А старые мастера, увы, являя прекрасный (ну, может, не очень прекрасный, а иногда и совсем непрекрасный) уходящий тип артиста с его медленным врастанием в медленную культуру ныне медленно же будут оттесняться в тихие боковые неактуальные зоны актуального шоу-бизнеса. Ничего, переживут. Многие уже и пережили. Зато в своей торжественной серьезности и многоделании они станут символами немыслимого ушедшего великого времени, почти сливаясь с малоразличимыми ныне титанами прошлых эпох классической музыки. А скоро количество азартных фабрик достигнет и 50-ти. И 60. И 100. Или чего-нибудь такого же фабрикоподобного. Помножим на количество участников да прибавим другие производства, вдохновленные этим. И все они преспокойненько заполнят экраны, концертные залы и площадки, вытеснив оттуда даже питомцев пресловутой Регины Дубовицкой, если она, исполненная истинного мэнеджерского чутья, сама не перебросится на их сторону. На долю же наших великих останутся интеллигентские аудитории университетов и библиотек. Может, мы и преувеличиваем, но не очень. Не очень.
И мне вспомнился давний сюжет из того же телевидения. Когда-то существовала такая передача “Акулы пера”, где напористые, ядовитые и въедливые журналисты предъявляли свои претензии обидчивым и высокомерным звездам шоу-бизнеса. Так вот, сидит перед ними молоденький юношка. Мальчик. Участник рассыпавшйся как раз к тому времени легендарной группки Ласковый май. То ли это был Женя Белоусов, то ли кто другой – не беру на свою совесть греха точно утверждать. Да и не в этой точности дело. Значится, журналисты наседают на него, исполненные сознания своего несомненного и гордо ими самими переживаемого интеллектуального превосходства.
- А что это Вы на своих гастролях использовали фонограмму такого-то? –
- Так что же было делать? – простодушно отвечает юноша. – Предложили гастроли. А репертуара недостаточно. – не отказываться же, в самом деле, по этой глупой причине от гастролей. В смысле, а вы как на моем месте как поступили бы?
Журналистская аудитория прямо зашлась от восторга предвкушения окончательного крушения зазнавшегося молодежного идола. Бедненькие! Если бы они знали финал этого действа. А он совсем скоро.
- Что за эстетические разногласия у Вас с таким-то? -
- Да какие разногласия!? Понимаете, у меня три ликерно-водочных завода, а у него производство тары….. – последовал ответ.
Достойный ответ истинного мужчины.