В минувший вторник один из журналистов спросил Чубайса, почему это он считает, что выборы пройдут в один тур и победит на них именно Путин. Довольный решением КС, Чубайс с улыбкой ответил: "Политическая интуиция, понимаете ли!" Журналист никак не унимался: "Вы говорите так, как будто выборы уже состоялись". Чубайс, опять с улыбкой: "А вы так не считаете?"
(Из отчета корреспондента "Полит.Ру")
Выборы уже состоялись
Действительно, ощущение такое, что только что закончилась первая неделя после выборов. Иначе совершенно невозможно объяснить поведение разномастных чиновников, депутатов и политиков. Есть еще версия, но она сразу отметается за своей полной несуразностью: всеобщая диверсия и сознательный саботаж. Почти все герои нашей хроники как будто делали все, чтобы Путина не выбрали. Власть совершила уйму знаковых действий, один ряд которых был адресован населению, второй - предпринимателям и "активному классу" вообще.
Населению сказали, что
T выплаты по больничным листам ограничат,
T социальные льготы отменят,
T налог на продажу валюты, быть может, введут.
И это было услышано: все три темы в конце недели активно обсуждались в электричках, курсирующих между Ярославским вокзалом и подмосковными Мытищами (не путать с электричкой из Орехово-Зуева, в которой возвращался в Москву Владимир Путин).
Предпринимателям было сообщено, что
T внешнеторговые сделки подлежат обязательной регистрации,
T банки получат право приостанавливать валютные операции клиентов на 30 дней без компенсации убытков,
T налоговая полиция - новые права, далеко за рамками "налоговых" дел,
T банковская тайна может быть отменена,
T регионы вынудят отказаться от налоговых льгот,
T налоги снизят, но совсем несильно,
T госбанков станет больше,
T и опять-таки, про налог при обмене валюты, и так далее.
Несмотря на обилие "улик", версия диверсии все же отметается. Тем более что на результаты выборов это все едва ли повлияет. Да и тактичные СМИ рассказывали не обо всех упомянутых выше действиях. Основной "прокол" в этом плане - появление темы выплат по больничным и сюжета про налог на продажу валюты в вечерних теленовостях. И все равно не саботаж это. Просто победа Путина настолько очевидна и так неумолимо приближается, что сама пустота предвыборных недель выдавливает чиновников и депутатов в послевыбоное время, а инстикт подсказывает, что свои завтрашние позиции надо укреплять уже сегодня. Потому, соответственно, каждый и занялся своим будущим делом. Депутаты - поисками труднонаходимой тропки, которая позволит им "вписаться" между выполнением правительственного заказа, удовлетворением интересов оказывающих им матподдержку бизнесменов (ну и про электорат тоже иногда вспоминают - все льготы сразу ведь не отменили). Чиновники - проблемами повышения и сохранения своего статуса в обновляющемся правительстве, "распилом" бюджетных денег, укреплением властной вертикали, заботой об отдельных отраслях и направлениях бизнеса, ну и планированием радикальных рыночных реформ, разумеется. Так началось будущее.
В результате Путин получил вместо одного сразу три правительства.
Первое занимается реформами: планирует секьюритизацию бюджетных долгов, отменяет неисполнимые льготы, давит на "Газпром", чтобы открыть доступ к газовой трубе всем газодобывающим компаниям, планирует снижение налогов, обещает много хорошего инвесторам и малым предпринимателям, и вообще - сочиняет долгосрочную программу. Собирается поднять чиновникам зарплаты до такого уровня, чтобы на взятки смотреть тошно было. Второе вносит в Думу непонятные, ограничивающие рыночную конкуренцию и предпринимательство законы (почище маслюковских) и просит Думу их утвердить, обещая, что к новому чтению все будет исправлено в наилучшем виде. Третье проводит посевную кампанию на севере Чечни, распределяет и "пробивает" разнообразные индивидуальные льготы, выбивает из Запада гумпомощь.
Так вот и живем. И все-то ясно и понятно, кроме одного: как будущий президент будет выстраивать единую линию из этих трех правительств. Ведь три правительства не мирно сосуществуют, а активно борются за Путина и друг против друга. И что интересно - все три вполне естественно вырастают из предвыборных лозунгов самого Путина. Ведь - посевную в Чечне проводить надо? - Надо. - Регулирующую роль государства повышать надо? - Надо. - Ну, и опять таки рыночные реформы углублять - само собой.
правительство первое, реформаторское:
Не дожидаясь 27 марта, Бюджетный комитет рекомендовал Думе ликвидировать девять социальных льгот, а действия еще 26 - приостановить. А среди льгот (неважно, что они давно не исполняются и абсолютно бесполезны для самих "виртуальных льготников", и "съедают", будь профинансированы, половину бюджета) есть и "громкие" - ветеранам, милиционерам, северянам, обещание отдавать образованию 10% ВВП и т.д. Отмена "мертвых льгот" - вещь полезная с точки зрения расчистки баланса. На "реальной жизни" она не скажется. Михаил Задорнов, например, среди неотложных задач будущего правительства называет приостановление около 30 подобных законов, сократив тем обязательства государства примерно на четверть. Дума пошла именно по компромиссному пути, отменив неисполняемые нормы, а на реально действующие льготы пока не покусившись. Конфуз чуть не вышел с установлением порога выплат по больничным листам в 85 МРОТ (7 тыс. рублей). Население заволновалось: а как же с выплатами в случае долгой болезни, с декретными... Оказалось, ( Соцстрах дал "Полит.Ру" подробные разъяснения), что ничего плохого в виду не имелось. Наоборот, проявили заботу о бюджетниках и воспрепятствовали выплатам по "липовым" больничным (7 тыс. рублей - это максимум для выплат за один месяц, причем на северян постановление не распространяется).
Совет по иностранным инвестициям оказался мероприятием сугубо позитивным. Будущий президент услышал, чего от него хотят и ждут, и высказался сам. Иноинвесторы услышали много приятных обещаний. А Михаил Касьянов даже высказал готовность защищать иноинвесторов от МНС и ФСНП, объявив о возможности создания спецоргана при правительстве по разрешению налоговых споров с иностранными инвесторами.
Помимо этого "первое" правительство еще раз продемонстрировало, что не намерено легко отсупаться от "Газпрома": Минтопэнерго и Минэкономики дано задание за две недели подготовить Энергетическую стратегию России на 20 лет , предусмотрев в ней равный доступ газодобывающих предприятий к газпромовской транспортной системе и механизм расчета цен на транспортировку. Похоже, дело идет к выделению из "Газпрома" транспортной монополии наподобие "Транснефти". Шаг серьезный, и правительству придется столкнуться с адекватным сопротивлением.
Еще два события из жизни "реформаторского правительства" касались централизации налоговой и судебной системы. Касьянов и Кудрин объявили маленькую войну региональным элитам, заявив, что региональные налоговые льготы не должны возмещаться федеральными трансфертами. Кроме того, Минфин открыто выступил за стопроцентное зачисление НДС в федеральный бюджет, причем регионам-донорам потери компенсироваться не будут. Всем регионам придется сокращать расходы и переходить на казначейское исполнение бюджета. Даже Татарстану. (Параллельно Алексею Кудрину, но ровно в противоположном направлении движется Георгий Боос, внесший в Думу законопроект, снимающий ограничение прав субъектов федерации предоставлять налоговые льготы в пределах своих бюджетов.)
Правительство второе: строгое, но человечное
После долгих отрицаний выяснилось, что закон о повышении налога на покупку валюты с 1 до 2% в Думу все-таки внесен, а его нормы предполагается распространить и на безналичный оборот валюты, вырученные же деньги - отдать крестьянам. Шуму вышло очень много, финансовым властям пришлось оправдываться. Следующий подарок бизнесу был приподнесен в виде очередного расширения прав Налоговой полиции. После почти годового сопротивления в декабре 99-го депутаты вернули полицейским право самостоятельных налоговых проверок, но приступить к проверке ФСНП могла только при наличии признаков преступления - уклонения от уплаты налогов физическими и юридическими лицами. Теперь служба будет проводить предварительное следствие еще по 25 статьям УК. Большая часть из них действительно связана с налоговыми преступлениями (незаконное предпринимательство, отмывание доходов, незаконная банковская деятельность, подделка платежных документов, незаконный оборот драгоценностей и др.), но есть и - хранение оружия, фиктивное банкротство, взятки, организация преступного сообщества и т.д. Не удалось же ФСНП пока проникнуть в полной мере - в банки. Владимир Путин отклонил первый вариант закона, который давал полицейским допуск к делам, связанным с нарушением банковской тайны, с изготовлением и сбытом поддельных денег или ценных бумаг. Естественно, депутаты согласились с этими ограничениями. Впрочем, на банковскую тайну покушается теперь Починок, считающий этот институт вредным, действующим "против рядового гражданина" и помогающим выводить за границу капиталы. Едва ли в ближайшее время новые слова Починка материализуются в законы, взгляды министра, вышедшего из рядов ДВР, достаточно быстро эволюционируют. Возможно, это связано с попытками вписаться в новую команду.
Несмотря на отрицательное заключение Комитета по кредитным организациям, Дума разрешила (в первом чтении) уполномоченным банкам и федеральным органам приостанавливать осуществление валютных операций. При этом депутаты прекрасно понимали, что законопроект "не содержит заранее определенного круга валютных операций, подпадающих под ограничения", а потому - дает чиновникам простор для произвола. Кроме того, никто не собирается компенсировать издержки компании, если после месячного разбирательства выяснится, что нарушений нет. В США и Англии подозрительные операции по переводу денег приостанавливаются на 48 часов. Но депутатов убедили заверения Жукова и представителя президента в Думе Александра Котенкова, что к следующему чтению все будет исправлено и дополнено, ведь если - будет исправлено потом, то какой смысл голосовать "против" сейчас? Точно так же, вопреки отрицательному заключению Бюджетного комитета и под уверения в исправлении его антирыночного смысла ко второму чтению, думцы поддержали закон об обязательной регистрации внешнеторговых сделок, который, как было признанно, тоже может способствовать "развитию коррупции и чиновничьего произвола". Однако, по всей видимости, было решено, что поколение олигархов и чиновников, выросшее в эпоху института спецэкспортеров, сильно поиздержалось в кризисы. Наконец, был принят неприятный для владельцев банков-банкротов закон (подробный комментарий "Полит.Ру"). Однако, вопреки мнению ЦБ, считавшего, что банкротство должно наступить при снижении норматива достаточности капитала до 10%, депутаты решили, что пока капитал превышает 2% банк еще очень ничего, да к тому же ограничили круг лиц, на которые распространяется ответственность в случае банкротства, хотя вроде бы и прежняя, более широкая ответственность владельцам банков-банкротов жить особо не мешала.
правительство третье, аппетитное
Лучше всего деятельность "третьего правительства" видна на примере восстановления Чечни. Триумфальная твердость Касьянова-Кудрина в вопросах контроля за выделенными средствами жила недолго. Стоило вице-премьеру Кошману привезти в Москву делегацию собранных невесть как чеченских районных администраторов, как обоих руководителей финансового блока обвинили в срыве весенней посевной в Чечне: деньги зависли в Моздоке, что является, по бескомпромиссной характеристике Кошмана, звучащей как приговор, "не только экономической диверсией, но и политической". Под эхо этой лексики оправдания Кудрина (как раз о том, что Минфин намерен жестко контролировать финансирование восстановительных работ), как написали в одной газете, - уже никто не слушал. Минфину велели посевную обеспечить, а для контроля придали незаменимые в ситуации, когда деньги уже выделены, МВД с Прокуратурой.
Тем временем Кошман, не надеясь на расторопность Минфина, решил восстанавливать народное хозяйство Чечни силами добровольцев. Был утвержден список из десяти областей и почему-то "Газпрома", взявших шефство над 11 районами республики. И помощь тут же пошла! Однако удивительный альтруизм объяснился в тот же день: по итогам встречи чеченских администраторов с Путиным, Кошман объявил, что Минэкономики и Минфину поручено разработать такие механизмы, чтобы "помогающая" область не несла никаких убытков. Понятное дело, при такой схеме - область району чем может поможет, а после и выставит Минфину счет - проблема "жесткого контроля" со стороны правительства решается Кошманом, как бы это сказать, - на корню. Да и общие восстановительные аппетиты растут с каждым месяцем: в конце прошлого года предполагалось потратить 7 млрд. руб., в начале этого - 10 млрд., теперь речь идет о 12 млрд. И это, исторически рассуждая, не предел - предыдущее восстановление обошлось в 16 млрд. деноминированных рублей.
Особый предмет заботы "третьего правительства" - банки. В субботу Путин одобрил эту инициативу Сбербанка и НРБ, предложивших программу авиационного лизинга, предусматривающую, в частности, введение индивидуальных нормативов конкретно для банков, кредитующих авиазаводы. Последовательно продвигаются, несмотря на предостережения экспертов , к которым на этой неделе присоединился и первый вице-президент ЕБРР Чарльз Франк, проекты создания сельскохозяйственного и промышленного госбанков. Так, по данным "Коммерсанта", указ о создании Россельхозбанка подписан Путиным в четверг. Банк, по мнению курирующего его создание неизменного, многолетнего исправителя бедственного положения в сельском хозяйстве Геннадия Кулика, должен быть "государственным с точки зрения контрольного пакета" и - в то же время - "акционерным, - в его формировании примут участие и регионы". Схема, известная в российской хозяйственной практике до мельчайших деталей: в качестве государственного банк будет получать в распоряжение фонд льготного кредитования АПК, а в качестве акционерного - оный фонд благополучно потреблять. Схема, удобная еще и тем, что не требует усилий "первого" и "второго" правительств по контролю: заранее известно, что уворуют все!